search
main
0

Электив спешит на помощь… Нужно ли на уроке информатики учить программированию?

Пожалуй, ни один школьный предмет не имеет такую сложную судьбу, как информатика. Несмотря на свою «молодость», содержание курса информатики неоднократно менялось, базовый стандарт был утвержден совсем недавно, но до сих пор не утихают споры – нужна ли вообще информатика в школе, или следует вовсе ее уничтожить, «поделив» между математикой и «технологиями» (бывшим «трудом»). А если информатика все же нужна – то чему следует на ней учить?

Конечно, сегодня пользователю чаще приходится использовать компьютер как инструмент для решения прикладных задач, работая с готовым ПО, создание которого считается «уделом специалистов». Наверное, поэтому разработчики образовательных стандартов посчитали преподавание программирования ненужным и значительно уменьшили количество часов на его изучение, предпочтя моделирование, управление исполнителями и (в основном) «навыковый тренаж» по применению средств ИКТ.

Однако следует учитывать, что знание основ программирования важно любому пользователю для понимания принципов функционирования изучаемого программного обеспечения. И потому учить им школьников – насущная необходимость. Требуемые же для этого учебные часы можно брать за счет времени, предусмотренного под элективы.

По причине сказанного в 2004 году фирмой «1С» был выпущен первый образовательный комплекс серии «1С:Школа» для учителей информатики и школьников – элективный курс «Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.».

Хотя вычислительная математика традиционно считается «вузовским» курсом для студентов технологических и информационных специальностей, авторы описываемого элективного курса посчитали эту тему актуальной и для школы. Ведь именно в вычислительной математике рассматриваются типовые алгоритмы обработки данных (пример – сортировка массивов), которые изучают школьники. Кроме того, в рамках вычислительной математики изучаются принципы представления данных в памяти ПЭВМ (в частности, чисел вещественного типа), понятия «разрядность», «переполнение разрядной сетки» и пр. Все это необходимо учитывать при реализации алгоритма, чтобы уменьшить ошибки при вычислениях по программе, поэтому школьникам старших классов нужен хотя бы минимум знаний из данной области.

Исходя из вышесказанного в структуру элективного курса «Вычислительная математика и программирование» были включены темы: «Вычислительная математика», «Алгоритмика», «Среда Visual Basic .NET», «Язык Turbo Pascal», «Среда Borland Delphi» и «Платформа «1С:Предприятие» – с учетом профилизации, основанной как на степени востребованности каждой темы или языка программирования для обучения различных категорий школьников, так и на присущих различным языкам программирования особенностях (сложность в освоении, ориентация на определенные прикладные задачи и т.п.).

Таким образом, элективный курс «1С:Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 кл.» вместе с сопровождающим его методическим пособием для учителя представляет собой программно-методический комплекс, предоставляющий учащимся старших классов необходимый объем знаний как для освоения темы «Алгоритмика и программирование» в рамках школьной информатики, так и в будущем, после поступления в вуз.

Познакомиться с более детальным обсуждением данного элективного курса можно на сайте www.obr.1c.ru.

Дмитрий Усенков, ст.н.с. Института информатизации образования Российской академии образования, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте