search
main
0

Экзотика в вагончиках. или Из Джавахетии – на Среднерусскую возвышенность

Красота Бежина луга, извилистая, с крутым высоким берегом Снежедь, воспетые Тургеневым, сменяются типичным пейзажем средней полосы России. Вдоль проселочных дорог – развалившиеся, заросшие бурьяном колхозные фермы и скотные дворы, груды ржавых скелетов сельскохозяйственных машин, когда-то с пользой работавших на полях. Разруха.

Лишь немногочисленные стада буренок с мирно дремлющими пастухами напоминают удивленному путнику, что деревню еще рано хоронить, что она может и должна возродиться. Как, например, возродилось в Чернском районе село Архангельское. Это произошло благодаря людям самоотверженным и сильным духом. Благодаря духоборцам.

…Село встречает ровными рядами стандартных ухоженных домиков. Одноэтажное здание школы напоминает ангар, вытянувшийся вдоль дороги. Во дворе – небольшая спортплощадка и гимнастическая перекладина. Во время экскурсии по школе ее директор и учитель физкультуры Петр Елецкий рассказывает о своих проблемах. Школьный музей совмещен с компьютерным классом, нет спортивного и актового залов. Зимой тонкие стены промерзают. Из-за плохой звукоизоляции тяжело проводить уроки в соседних классах. В общем, условия, приближенные к боевым.

– Нам к трудностям не привыкать, – говорит директор школы. – В горах мы и не такое видели.

В 1989 году 27 первых переселенцев из Грузии ступили на чернскую землю.

– С Кавказского хребта мы опустились на Среднерусскую возвышенность, – с грустной улыбкой рассказывает Петр Николаевич. – Когда мы приехали в Архангельское, стояла дождливая осень. Кругом грязь – ни проехать, ни пройти. Настроение – хоть уезжай назад. Думали, чем же поддержать дух людей. И нашли спортивный выход – под дождем с мокрым снегом играли в футбол, волейбол. Под гармошку пели песни. В декабре приехала вторая партия переселенцев, и стало легче. Тогда и решили, что обратно уже не поедем.

Началось строительство. Постепенно люди из грузинского села Гореловка стали приезжать сюда семьями. Сначала наши дети учились в Покровке, что неподалеку. В 1991 году нам построили довольно экзотическую школу – под одной крышей соединили 48 прорабских вагончиков. Говорили, что в таком исполнении школа просуществует всего один-два года. Но мы здесь уже 12 лет.

– Почему потомки духоборцев стали уезжать с насиженных мест?

– В 1989 году национальный вопрос еще не стоял. Но молодые семьи начали задумываться о будущем своих детей. К тому же власти Грузии стали требовать от некоренных народов знания грузинского языка. Факультеты русского языка в тамошних университетах стали закрываться. С выбором нового места жительства нам помог глава администрации Чернского района Виктор Волков. Он заинтересован, чтобы район развивался, росла численность его населения. Волков вел переговоры с духоборцами в Грузии. Благодаря его инициативе и удалось наше переселение. По государственной программе в Чернский район поступили средства на строительство жилья. В Архангельском возвели около 100 коттеджей, хотя по плану поселок был рассчитан на 500 домов. Сегодня село насчитывает около 700 человек.

…Кто же такие духоборцы? «Мы Богу духом служим, духом избираем, духом бодрствуем, от духа меч берем, духовным мечом и воюем, от признания слова Божьего». Вот уже более двухсот лет звучат эти слова духоборческого псалма. Еще в 1785 году архиепископ Амвросий, исчерпав все аргументы в споре с упорными еретиками, гневно бросил им в лицо: «Духоборцы!». А они вложили в это слово свой смысл и с гордостью понесли его как звание, никогда, даже в самые тяжелые годы гонений, не отрекаясь от него. Это христианско-протестантское учение возникло в середине XVIII века и быстро распространилось среди крестьян южнорусских губерний и донского казачества. Оно отрицало церковь, ее обряды, божественное происхождение царской власти и поэтому сразу же было отнесено к разряду «особо вредных» ересей и жестоко преследовалось властями. «В столбах сидели, мхом обрастали» – так рассказывают сегодняшние духоборцы о тех временах.

История духоборчества – это история горьких лишений, скитаний и высоких взлетов человеческого духа.

В начале XIX века по указу Александра I духоборцы были поселены в Таврической губернии, но воцарившийся покой оказался недолгим. В 1841 – 1845 годах во избежание распространения этого учения их выселили в отдаленный район Кавказа, на земли Джавахетии, за суровый климат прозванный ими «второй Сибирью». Но и здесь трудолюбивые и стойкие духом люди, занимаясь скотоводством и земледелием, создали богатые села.

Проживая в Таврии, а затем на Кавказе, на основе русских традиций духоборцы создали своеобразную культуру, отразившую их миропонимание, и смогли донести ее до наших дней. До сих пор они сохраняют чувство общинности, почитание «мира»: вместе катают лапшу на похороны и свадьбы, вместе провожают новобранцев в армию. Как и в старину, украшают свои дома полотенцами – утирками с красивым тканым узором на концах, и старики носят традиционную духоборческую одежду.

…Перед отъездом из села мне показали строящуюся школу, в которую вскоре должны переехать местные дети и педагоги. В ней будет все, что нужно для того, чтобы учить и учиться в более комфортных условиях, – современный компьютерный класс, спортивный и актовый залы, просторные кабинеты. Скорее бы. Ведь люди, сильные духом и любящие жизнь, безусловно, этого заслужили.

село Архангельское, Чернский район, Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте