search
Топ 10

Экзотика? Необходимость!

апомню – 1985-1986 учебный год ознаменовался введением информатики в расписание всех без исключения советских школ. Если бы информатика была не школьным предметом, а ребенком, 1 сентября 1997 года ей бы исполнилось 12 лет. За эти годы информатика перестала быть экзотикой, превратилась в необходимость. И не только потому, что учит детей практическим навыкам общения с компьютером. Информатика по праву стала незаменимой частью воспитания полноценной личности. “Общеобразовательная школа существует для того, чтобы мы взбудоражили все участки головного мозга ребенка, попытались выявить его интересы, а он уже потом сам сообразит, что ему в жизни пригодится. Мышление образами мы воспитываем на гуманитарных предметах, логическое мышление – на предметах естественно-научного цикла, а алгоритмическое мышление ни один предмет не развивает, кроме информатики”, – это мнение главного специалиста Управления общего среднего образования Министерства образования Л.САМОВОЛЬНОВОЙ.

У преподавателя есть уникальная возможность дать шанс двоечнику, отстающему по всем остальным дисциплинам, стать первым учеником по информатике за счет развития алгоритмического мышления. Такие, казалось бы, феноменальные случаи – не редкость в школе. А дело министерства – дать учителю “книги в руки”. Последние пробелы методического обеспечения исчезают на глазах. К этому ученых подтолкнула реформа школы, сделавшая обязательным девятилетнее образование. “Центр тяжести” в изучении информатики переместился, иными словами, базовый курс – это не 10-11-е классы, как прежде, а 7-9-е. Раньше для этих классов учебников не существовало. И вот федеральный комплект грядущего, 1998, года предлагает школам два новых учебника для 7-9-го класса – на выбор. Пробные издания преподаватели смогут увидеть уже в этом учебном году. А послушать авторов учебников – прямо сейчас.

систе╝а школьной инфо╡╝атики

Авторский коллектив под руководством А.Г.Кушниренко хорошо известен преподавателям информатики по ряду учебников для старших классов с 1988 года. И вот учебник следующего поколения – “Информатика” 7-9. Обновилось содержание, расширился авторский коллектив. Один из новых людей – преподаватель информатики 7-й гимназии Переславля-Залесского Я.Н.ЗАЙДЕЛЬМАН. Он стал учителем в 1985 году. В то время я прочитала в журнале “Пионер” историю мальчика из Тбилиси, который, впервые оказавшись в дисплейном классе, спросил у компьютера: “Что у тебя внутри?”, и учитель выгнал его из класса. Сам того не ведая, мальчик определил тему споров, которые длятся по сей день: должны ли в школе учить нажимать на “кнопочки” или давать теоретический курс – о том, что “внутри”. На сегодня позиция министерства – ученик общеобразовательной школы должен получить фундаментальные знания, а пользовательские курсы – это забота дополнительного образования, профильных классов. Что думает по этому поводу один из соавторов нового учебника?

Я.Зайдельман: “Уже первый учебник А.Г.Кушниренко был посвящен научным вопросам. Многие учебники того времени были привязаны к технике, причем к той, которая существовала тогда, и быстро устарели. Я сам 5-7 лет назад “кнопочное обучение” отрицал практически полностью. Сейчас я думаю по-другому. Должны быть разные точки зрения. Надо на месте, в живой школе, с живыми детьми и конкретной техникой, какая у кого есть, определяться, куда сделать упор больше, куда меньше. С другой стороны, надо иметь какое-то единообразие. Я сейчас пытаюсь, работая как учитель, совместить два направления. Я понимаю, что мы вынуждены учить элементарному – набирать текст, работать с ним. Это необходимо. Но это можно “спустить” в начальную школу. В этом возрасте можно добавить рисование и элементарные вещи, ведущие к алгоритмам, к формализации. Детям уже можно внушить идею: в конечном счете компьютер делает то, что ему сказали, а не то, что при этом имели в виду”.

Кстати, систему обучения в начальной школе “Роботландия”, которую готовил когда-то вместе с коллегами и наш собеседник, используют и сейчас. Свидетельство тому – опыт преподавателя информатики 1531-й лингвистической гимназии В.ИЛЬЯСОВА: “В начальной школе мы используем комплекс “Роботландия”, от 3-го до 6-го класса. Это учебный комплекс, который знакомит ребенка с компьютером, учит его, как нажимать кнопочки, что такое монитор, клавиатура. Затем обучение усложняется – ребята выполняют текстовые задания, печатают. Есть в “Роботландии” такой блок – нужно ввести в компьютер несколько слов, а машина составляет рассказ, получается смешно. Дети в восторге. Это игра и одновременно освоение примитивного текстового редактора. Они учатся печатать, исправлять, распечатывать небольшие тексты”.

Структура дальнейшего обучения информатике в среднем и старшем звене может выглядеть так.

Я.Зайдельман: “В среднем звене – развитие алгоритмического направления, идея формализации и элементы программирования. И освоение более серьезных инструментальных средств, как минимум – работа с текстами, базами данных. В старших классах должна быть специализация. Ребята уже знают общие принципы алгоритмизации, программирования, могут написать примитивную программу, и теперь можно посмотреть, как это все устроено внутри. Я имею в виду не столько физические процессы, сколько информационные. Понять, что какая-нибудь сложная компьютерная система принципиально внутри устроена точно так же, как те программки на 10 строчек, которые мы писали на уроке. Так мне видится идеальный курс.

У каждого школьного предмета есть сверхзадача, которая заключается не в том, чтобы человек усвоил сумму фактов, знаний. Сверхзадача информатики – снять с компьютера налет мистики, волшебства, всемогущества. Для этого надо дать представление, что лежит в его основе. А потом уже – что такое алгоритмы, как компьютер работает по алгоритмам, что такое программа. Еще одно направление – тоже прикладное, с одной стороны, а с другой – научное. Есть задачи, для решения которых привлекаются компьютеры – в медицине, экономике, планировании или музейном деле. Чтобы сделать грамотную информационную систему, например для музея, нужно хорошо разбираться и в музейном деле, и в компьютерах. Совместить это в одном человеке нереально. Значит, музейщик должен уметь обьяснить специалисту-компьютерщику его задачу, а для этого он должен хотя бы на уровне общих представлений знать язык, на котором говорит этот компьютерщик. Задача школьной информатики: выпускник должен знать, что такое формализация, какую информацию можно обработать, какую – нельзя, что нужно сделать с информацией, чтобы ее можно было обрабатывать на компьютере. А тут кнопочками не обойтись”.

И, наконец, о самом учебнике.

Я.Зайдельман: “Основные идеи прежнего учебника сохраняются – программирование, алгоритмическая часть. Добавлена прикладная часть. По-прежнему в учебнике не будет говориться, на какие кнопки давить, пусть это определяет учитель в соответствии с тем, какие у него стоят компьютеры и какие на них программы, но в учебнике есть раздел о том, что такое текстовый редактор и база данных, как с ними работать, какие задачи решаются, и привязка всего этого к алгоритмической, содержательной линии. Важная новая часть учебника – современные информационные технологии, в первую очередь сетевые технологии. Как работают в мировых информационных сетях, что это дает, как устроено и, наконец, как сделать пусть маленький, но свой фрагмент сети.

Одна из идей “Информатики” – прорабатывая “кнопочные” темы, увязывать их с мировоззренческими направлениями, с содержательными научными направлениями. Не просто – вот тебе компьютер, вот тебе информация, научись ее обрабатывать. Отойти на шаг раньше – как эта информация попадает в компьютер, как определить, что именно эта информация нужна, как ее структурировать, формализовать, чтобы можно было обработать на компьютере. Я уже даю моим семиклассникам такое задание. Мы берем их школьный учебник, например “Биологию”, “Географию”. Наша задача – от информации, представленной в неструктурированном виде, в учебнике дойти до простенькой компьютерной системы, которая позволяет ту же самую информацию обрабатывать автоматизированно, находить ответы на вопросы не с помощью перелистывания, причем ответы на вопросы, которых напрямую в учебнике, может быть, и нет. Пока не все получается. Но по математике уже есть первые результаты – мы определили понятия, которые лучше усваиваются через информатику”.

КОМПЬЮТЕР – ЭТО ИНСТРУМЕНТ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Несмотря на обилие учебников (и государственных программ) по информатике, учителя зачастую не пользуются ни одним из них. Первая причина – эти книги просто неинтересны ребятам, а значит, на уроках пропадает стимул к изучению дисциплины. Так считает уже знакомый нам московский преподаватель В.Ильясов. Есть и еще одна существенная причина: “К учебнику необходимо программное обеспечение. А так учебник есть, а обеспечение я должен где-то искать. Лучше я возьму то, что подходит к моему программному обеспечению”. Новый учебник для 7-9-х классов екатеринбургских авторов решает эту проблему.

А.Г.ГЕЙН, руководитель авторского коллектива, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дискретной математики Уральского государственного университета, старший научный сотрудник проблемной лаборатории по внедрению вычислительной техники в учебный процесс: “Учебник, который мы сделали, в частности, отличается тем, что в той части, которая касается освоения компьютера как пользовательского средства, он универсален. Мы постарались написать обьяснительный текст и лабораторные работы так, чтобы учитель мог пользоваться любым программным обеспечением, ему не надо покупать специальные пакеты, которые были бы привязаны к этому учебнику. А то программное обеспечение, которое для данного учебника специфично, распространяется бесплатно. Если у школы есть выход в глобальную сеть, его просто можно получить по электронной почте или через Интернет.

В новом учебнике мы учли возрастные особенности детей, которые будут им пользоваться. Этот курс построен так, что сохраняется, с одной стороны, фундаментальное направление, с другой – он дает возможность освоить компьютер как средство, используемое и в информатике, и в других предметах. Это курс не заключительного звена, в отличие от программы для 9-11-х классов. Все, чему научатся ребята в 7-9-м классе, они будут применять в рамках школы.

Но кое-что из опыта учебника для старших классов мы сохранили и в новой книге. Например, то, что относится к использованию информатики в других предметах как инструмента моделирования. Наш учебник 10-11-го класса строился прежде всего на том, чтобы применять компьютер к решению жизненных задач. Термин “моделирование” мы сохранили. Потому что очень важно научить детей моделировать на компьютере жизненные, научные ситуации. Задачи, которые рассматриваются в этом учебнике, не абстрактные, не чисто математические, чем часто грешат учебники информатики. Это задача, которую можно решить с помощью компьютера. Вынося вперед в конкретных заданиях пользовательскую часть, то есть использование базы данных, электронных таблиц, текстового редактора, мы затем свободны в использовании этих средств при решении других задач. Информатика – такая дисциплина, которая должна способствовать формированию общих умений, а не каких-то конкретных.

Наши учебники – и уже известные учителям для 8-9-х, 10-11-х классов, и новый для 7-9-х классов – создавались в соответствии со стандартом. Внутри нового базового учебника есть разноуровневость. Это значит, что задания дифференцированы по 4 уровням, из которых 2 обеспечивают минимальный уровень требований. Еще один уровень более сложный, мы считаем его основным. И последний – повышенной трудности – для ребят, которые проявляют способности к информатике и интерес к предмету.

И наконец мы думаем и о профильной дифференциации. Сейчас готовится комплект учебников для 10-11-х по направлениям: информатика в гуманитарных дисциплинах, информатика естественно-научного цикла, информатика для физико-математического цикла и информатика для программистов. Для всех этих предметов есть уже программы с расчасовкой, с тематическим планированием. Они только что прошли экспертный совет, к началу учебного года будут опубликованы в сборнике программ. Что касается учебников, уже существуют рукописи книг естественно-научного цикла и программистского цикла.

ЗАГЛЯНЕМ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ

За исключением названных, следующие учебники планируется ввести под рубрикой “новые” в федеральный комплект 1998 года:

Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. Ч.1, 2, 3, 4. 3 кл. (1-3), 4 кл. (1-4). Изд-во “Баллас”.

Первин Ю.А. Информационная культура. Изд-во “Дрофа”.

Апатова Н.В., Кузнецов А.А. Основы информатики. 7-9 кл. Изд-во “Дрофа”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте