search
main
0

Экзамен на зрелость. Иногда вместе с учениками его сдают учителя

Одиннадцатый «А» в школе считался образцовым классом. Шутка ли – сразу пять отличниц, претенденток на золотую медаль! Классный руководитель 11-го «А» Людмила Сергеевна успехами этих девочек гордилась, как своими собственными… Злые языки поговаривали, что, действительно, в предстоящем получении пяти медалей заслуга Людмилы Сергеевны была неоспорима…

Известно, что большинство отличников только в начальной школе равно успевают по всем предметам – чем старше класс, тем труднее всегда и везде получать пятерки. Так было и с пятью отличницами Людмилы Сергеевны. Уже в среднем звене школы стало ясно, что у каждой из них есть своя ахиллесова пята – один предмет, по которому не удается, как по остальным, получать безукоризненное «пять». Лиза занимала призовые места на областных олимпиадах по химии и физике, но, упорно зубря правила, совершенно «не чувствовала» русский язык. Зоя, напротив, писала лучшие в городе школьные сочинения, но не могла вообразить в пространстве геометрические чертежи. У полноватой Маши не ладилось с физкультурой, Света не любила немецкий. Все девочки, привыкнув с первого класса быть образцом для соучеников, искренне старались исправить свои «недостатки» в учебе: Лиза переписывала сочинения, Маша потела на дополнительных тренировках, Света занималась с репетитором, а Зоя… чувствительная Зоя плакала на уроке, увидев в тетради по геометрии очередную четверку. Преподаватель геометрии не мог выносить женских слез и шел навстречу девочке, разрешая ей ответить на следующем уроке выученную специально тему – чтобы исправить оценку.

«Четверка – тоже хорошая оценка, – разводил руками преподаватель геометрии в учительской. – Зачем ее исправлять? К тому же мне приходится кривить душой – у этой ученицы совершенно нет пространственного представления, она механически зубрит теоремы… Кому это нужно?»

Нужно ли было иметь непременно все пятерки в аттестате зрелости нашим пятерым одиннадцатиклассницам? Очевидно, для них это был вопрос престижа и свидетельство того, что они не зря потратили все годы учебы на упорный труд. Но поддерживали ли на самом деле дутые пятерки их престиж в среде одноклассников? Пятерки, несомненно, были нужны родителям девочек – ведь каждый родитель хочет гордиться своими детьми. А еще пятерки очень нужны были Людмиле Сергеевне. В конце каждой четверти и каждого года классный руководитель подходила к учителям по «проблемным» предметам и, указывая на Машу, Лизу, Зою, Свету, тихонько просила дать возможность пересдать, ответить по конкретной теме… И коллеги, натянуто улыбаясь, соглашались: не портить же отношения в педагогическом коллективе – тем более что девочки-то действительно стараются… Да и общая картина успеваемости в школе, что ни говорите, была важна для всех преподавателей – не только для классного руководителя. Поэтому учителя учитывали просьбы Людмилы Сергеевны, даже выставляя итоговые и экзаменационные отметки – те, на которые как-то могли повлиять. Хотя до прямых нарушений дело не доходило, но чувствовали себя преподаватели неловко.

Но мы ведь упомянули в начале этой истории, что девочек-отличниц было пятеро! Пятая одиннадцатиклассница, Инна, оказалась единственной, кто не стал спорить с отметкой, выставленной ей учителем, – она спокойно приняла тот факт, что в ее аттестате будет единственная четверка – по географии. Четверка, надо сказать, вот уж действительно случайная. Но взрослеющий человек решил для себя – и сообщил беспокоящимся родителям, – что просить об исправлении отметки будет недостойно и нечестно.

Так в 11-м «А» оказалось четыре золотых медалистки. И одна серебряная. А преподаватель геометрии после экзаменов подошел к Людмиле Сергеевне и попросил ее о личной встрече. Ему настоятельно было нужно с ней о чем-то поговорить…

Великий Новгород

Комментарий психолога

Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:

– Школьная отметка. Что это? Измерительный инструмент, позволяющий увидеть степень соответствия ученика заданным стандартам усвоения предмета? Или холодное оружие в руках учителя? Или идол, которому поклоняются?

И то, и другое, и третье. Велика роль отметки в жизни школьника и его семьи. В начальной школе отметка педагога – как приговор личности. Мне известна ситуация, когда первоклассница пришла из школы после драки и на вопрос бабушки, кто ее обидел, ответила: «Лена». Бабушка предположила, что эта Лена, вероятно, нехорошая девочка, на что внучка с жаром возразила: «Что ты, бабушка, она же отличница!» Психологами доказано сильнейшее влияние оценки (отметки) педагога на становление самооценки младшего школьника. Она закладывает основы либо комплекса неполноценности, либо комплекса полноценности, который не менее страшен, ибо чувство превосходства над другими сгубило многие неокрепшие души. Именно отсюда, из детства, начинается поклонение идолу оценки как у учеников, так и у родителей. Или же она становится дубинкой, которой пугают и наказывают.

Типичные психологические проблемы, связанные с оценочной деятельностью педагога, – это соответствие оценки (отметки) уровню притязаний самого школьника, его родителей, а также проблема оценки знаний в самом педагогическом коллективе, когда несоответствие отметок коллег-педагогов ожиданиям классного руководителя порождает конфликтные ситуации и неформальные просьбы улучшить показатели успеваемости отдельных учеников.

Несоответствие отметки ожиданиям школьника часто связано с ориентацией учителя только на оценку результата без учета усилий ученика, его труда. Реакция ученика на отметку во многом зависит от его индивидуальных особенностей, прежде всего степени его эмоциональной чувствительности. Меланхолик мощно реагирует уже на намек, а флегматик оставит без внимания и прямое порицание. Кроме того, эмоциональность ребенка определяет степень его напряжения в ситуации оценивания. Здесь проявляется действие психологического закона Йеркса – Додсона, в соответствии с которым высокий уровень мотивации ухудшает эффективность деятельности. Поэтому некоторые отлично успевающие ученики показывают худшие результаты в ситуации контрольной или экзамена.

Решение этих проблем состоит в соблюдении следующих пяти психолого-педагогических требований к организации оценочных ситуаций. Это ориентация на индивидуальную, а не социальную оценочную норму, когда точкой отсчета становится сам ученик, его достижения. Оптимистический взгляд на учащихся, ожидание успехов от каждого и подкрепление даже небольших положительных сдвигов. Контроль не только за результатом, но и за процессом учебной работы, использование развернутой содержательной оценки. Положительный эмоциональный фон оценочной ситуации независимо от самой отметки. И включение самих учащихся в оценочную деятельность, обучение их оцениванию своей работы и работы одноклассников.

Несоответствие отметки ожиданиям родителей связано с несколькими аспектами. Во-первых, ученик представляет родителям субъективную интерпретацию отметки, что далеко не всегда соответствует реальности. Во-вторых, родители не так уж редко переоценивают своих чад. В-третьих, родители не всегда правильно понимают сущность педагогической оценки (отметки). Для решения этих проблем педагог должен знакомить родителей с критериями отметок и давать им развернутые содержательные оценки результатов, по которым возникли разногласия.

Что касается проблем и разногласий, возникающих между педагогами по поводу отметок учащихся, то прежде всего следует помнить о социальной и нравственной ответственности педагога. Классный руководитель идет к коллеге с просьбой поддержать ученика по отдельному предмету. Что стоит за этим? Боюсь, что в лучшем случае это попытка приукрасить действительность, ввести в заблуждение как окружающих, так и самого учащегося. В худшем случае это подлог. А ученик получает урок лицемерия, который, боюсь, не пройдет незаметно для его нравственности. И ответственность за это на тебе, учитель.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте