search
main
Топ 10
В некоторых регионах отменяют занятия в школе из-за непогоды Итоговое сочинение в 2023-24 учебном году: даты проведения, темы, критерии оценки Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Форма современного школьника: какой она должна быть Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» Институт воспитания проведет очередное Всероссийское открытое родительское онлайн-собрание Все дети, поступающие в школы РФ, должны знать русский язык, заявили в СПЧ Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года Финал конкурса «Флагманы образования» для управленцев и педагогов стартовал в Москве Налоговый вычет: можно ли вернуть часть денег за оплату репетиторов Финал премии «Студент года» объединил 400 учащихся колледжей из 60 регионов России Объявили победителей Всероссийского фестиваля студенческого спорта Серебряным медалистам будут вручать сине-голубой диплом с отличием В Новосибирской области наградили четверых школьников в рамках проекта «Дети-герои» Исследование: 47% семей тратят на дополнительную подготовку к ЕГЭ до 6 000 рублей ежемесячно Малышам – добрые истории, подросткам – фэнтези: что советуют читать библиотекари Отменить нельзя оставить: День рождения буквы «ё» отмечают в России Утвержден план реализации стратегии безопасности детей до 2030 Чемпионат «Профессионалы» завершился в Санкт-Петербурге
0

Экзамен на жизнь Война стала главным и беспристрастным экзаменом всей советской государственности

К началу агрессии военный и экономический потенциал СССР и направленных против него сил был несопоставим. Германия использовала промышленность и ресурсы практически всей континентальной Европы. Источники поступления техники, вооружений и материалов для ведения войны были практически неисчерпаемыми, а качество оружия очень высоким. В то же время довоенная советская промышленность не успевала осваивать производство новых видов техники. В 1942 году планировалось закончить лишь первый этап перевооружения армии.
Что же показала Великая Отечественная?
Силу и гибкость аппарата управления страной. В краткие сроки и в условиях шока от тяжелого внезапного удара госаппарат выполнил небывалые по масштабам программы. Это оказалось возможным в том числе и потому, что все звенья аппарата, помимо точного выполнения команд, проявляли большую инициативу и ответственность.
Огромные возможности плановой системы производства и распределения. Переналадка промышленности на военные цели с быстрым наращиванием общего объема производства по темпам и эффективности превзошла все ожидания зарубежных экспертов.
Устойчивость социального и национального жизнеустройства. Нацистская доктрина войны против СССР учитывала глубокое подспудное возмущение народа коллективизацией, национальным и религиозным угнетением и политическими репрессиями. Резонно было предположить, что видимая стабильность советского строя держится на страхе и силе и в условиях тяжелой войны этот строй будет взорван тяжелыми противоречиями. На деле почти все социальные и национальные группы выступили на защиту своей страны.
Силу советской системы образования и воспитания. Немецкие специалисты отметили важное отличие советского солдата ≈ общую для всех готовность быстро и без колебаний брать на себя командование при гибели командира.
Силу и гибкость советской системы науки и техники. Государственная система организации науки позволила с очень скромными средствами выполнить множество проектов. Примерами служат не только лучшие и оригинальные виды военной техники, но и крупные научно-технические программы (в частности, программа по разработке советского химического оружия, перечеркнувшая гитлеровские планы химической войны).
Эффективность системы здравоохранения. В условиях, когда основная масса врачей была мобилизована на фронт, страна прошла войну без крупных эпидемий и падежа скота.
Война стала проверкой прочности Советского государства не только исходя из названных критериев. Интересны, к примеру, изменения, внесенные ею в семейное и трудовое право.
Так, с 1 октября 1941 года Верховный совет ввел особый налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Государственная помощь многодетным и одиноким матерям, напротив, увеличилась. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943-м власти максимально облегчили процедуру усыновления. По указу Президиума ВС СССР от 8 июля 1944 года отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскании алиментов с лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Усложнялся и процесс развода. Вопрос о нем теперь мог решить только суд и то после принятия мер к примирению супругов. Указ также увеличивал отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней (эта норма свято соблюдалась даже в блокадном Ленинграде).
На производстве беременных и кормящих матерей запретили привлекать к сверхурочным работам. Они не подпадали и под объявленную указом 13 февраля 1942 года всеобщую трудовую мобилизацию городского населения (мужчин от 16 до 55 и женщин от 16 до 45). Кроме того, от мобилизации освобождались одинокие матери детей до 8 лет и подростки, поступившие в фабрично-заводские и ремесленные школы.
Разумеется, законы военного времени не были абсолютным совершенством. Но в них, как в капле воды, отразилась суть советской внутренней политики тех лет: народ должен был не только победить в войне, но и суметь сохранить свои силы для мирной послевоенной жизни.
Иван ЛОПАТИН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте