5 сентября на Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке, глава Сбербанка Герман Греф призвал «убить» экзамены, заявив, что они «лишают желания учиться». По его мнению, школьники готовы работать только в условиях предстоящей оценки. «Это катастрофа… Одна из моих личных целей – убить экзамены», – заявил он в ходе пленарной сессии Сбербанка на Восточном экономическом форуме. По словам Грефа, из школы дети уже выходят «инвалидами», так как настолько привыкают к системе оценивания, что в дальнейшей жизни при ее отсутствии расслабляются и не готовы что-либо делать. Как вы относитесь к инициативе Германа Грефа?
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ, председатель Всероссийского общества «Знание»:
– Экзамен – не самоцель для ребенка и не цель работы школы. Вопрос в том, какого ученика мы хотим видеть после окончания школы, какими компетенциями помимо предметных знаний он должен обладать, чтобы быть успешным в современном мире. Для этого необходимо основывать оценку результатов обучения ребенка не на экзаменационных отметках, а на показателях индивидуального роста в период обучения.
Это комплексная система, которая должна учитывать мотивацию ребенка к обучению и развитию, контролировать качество получаемых знаний, использовать инструменты развития метапредметных компетенций. В нашей стране механизмы, позволяющие отследить, например, уровень развития гибких навыков у учеников или их междисциплинарные знания, только формируются. Четыре «К» XXI века – креативность, коммуникативность, критическое мышление, командная работа. Эти качества становятся все больше востребованы и самими подростками, и в этом направлении уже идет работа.
Фактически у детей, победивших на олимпиадах, есть возможность поступать по их результатам. Есть инструмент в формате дополнительных баллов, назначение которых каждый вуз определяет самостоятельно. И в целом нам нужно сохранить возможность объективного и справедливого оценивания при поступлении в университеты и институты.
Как для вузов, так и для и потенциальных работодателей может оказаться более важной, чем результат экзамена, демонстрация учеником определенных качеств, умений и устойчивых интересов. Экзамены менялись всегда и будут продолжать меняться. Поэтому сегодня есть смысл обсуждать альтернативные варианты промежуточной и итоговой аттестации – электронное портфолио, индивидуальные проекты. В конечном итоге все мы ждем от аттестации раскрытия и представления всех сторон личности и способностей ученика, презентации приобретенных знаний и навыков, а главное – сформированной готовности молодого человека к современной жизни.
Ирина ЯРЦЕВА, директор лицея №8, Нижний Новгород:
– Экзамены в их сегодняшнем виде далеки от идеала. Они тем не менее мотивируют детей. Больше тревожит зависимость получения аттестата о среднем образовании от результатов экзаменов. На мой взгляд, так не должно быть. Считаю, что аттестат должен выдаваться всем без исключения выпускникам на основании текущих отметок – они, разумеется, должны быть объективными. Не нужно натягивать, пусть будут в аттестатах и двойки. У детей разные способности. Кто-то не может освоить математику, но это не должно лишать человека профессиональных перспектив в других сферах. У Родена была двойка по математике, у Пушкина тоже… Не надо бояться двоек. Пусть вступительные экзамены как процедура независимой оценки по тем или иным предметам будет отделена от школы. Пусть экзамены проводят какие-нибудь независимые центры, пусть даже они будут платными. Пусть любой человек, школьник или взрослый, независимо от того, когда он окончил школу, может в любое время проверить свой уровень и получить сертификат и с ним уже идти поступать куда хочет.
Ирина ЖЕРЕГЕЛЯ, учитель русского языка и литературы, Воронежская область:
– Подобные заявления я считаю популистскими, как правило, их делают люди, которые не имеют непосредственного отношения к образовательному процессу. И, к сожалению, многие наши граждане подобные заявления принимают с восторгом. Сегодня мнение учителя не считается авторитетным, зато все с большим вниманием прислушиваются к людям из бизнеса, экономики. На мой взгляд, система оценивания должна быть. Кроме всего прочего это еще и обратная связь для родителей, они должны знать и ориентироваться, в чем их ребенок успешен, а где у него пробелы. Экзамен еще и стимул для детей собраться и организоваться на учебную деятельность. В конце каждого учебного года должны быть оценочные испытания, без них не обойтись.
Ирина СОБОЛЕВА, методист отдела развития общего образования Карельского института развития образования, Петрозаводск:
– Помните мультик из нашего с Германом Грефом детства «В стране невыученных уроков», где надо было правильно поставить знак препинания? Я поставлю запятую после слова «нельзя». Попробую объяснить, почему. При внимательном прочтении высказываний Грефа во время выступления на Восточном экономическом форуме можно заметить, что глава Сбербанка говорит не об экзаменах, а о системе оценивания. «Убить» надо не экзамены, а существующую систему оценивания. Многие десятилетия в школе существовала только пятибалльная система оценки, а точнее четырехбалльная. Причем учитель выставлял оценку, зачастую не комментируя, по каким принципам она поставлена. Нынешняя система государственной итоговой аттестации построена на критериальной системе оценивания, то есть выпускник заранее знает те критерии, по которым его будут оценивать во время ГИА. Для того чтобы люди в будущем работали не только в условиях предстоящей оценки и не расслаблялись при ее отсутствии, помимо изучения в школе непосредственно содержания наук надо научить ребенка самооцениванию и критериальному оцениванию. За время своей педагогической практики я часто встречаюсь с ситуацией, когда ребенок затрудняется оценить сам себя, даже по заранее предложенным критериям. Поэтому я пересмотрела свою систему оценивания детей во время урока на самостоятельной, на контрольной работе, на зачете. И как бы Греф ни выступал против оценивания на экзамене, вся наша жизнь пронизана именно оцениванием со стороны при приеме на работу, при участии в конкурсе, при публичном выступлении. Другое дело, что человек должен научиться правильно оценивать себя, и этому тоже надо в школе учить.
Елена СЕМЕНОВА, учитель иностранного языка, Великий Новгород:
– Несколько лет назад я работала в Великобритании. Обратила внимание на то, как в английских школах проходит выпускной экзамен. Наш, российский ЕГЭ когда-то был устроен по подобию британского. Только вот какая разница: длительность экзамена в Великобритании составляет… тридцать минут! А у нас – несколько часов! Можно только вообразить, какой стресс испытывают дети! Я считаю российский ЕГЭ издевательством над психикой наших учеников. Поэтому со словами Грефа частично согласна. Экзамены такой длительности должны быть, безусловно, отменены. Тестирование на тридцать минут считаю допустимым.
Ирина КАМИНСКАЯ, учитель математики Гимназии имени академика Басова, Воронеж:
– У меня двойственное отношение к этому высказыванию. Как практикующий учитель я понимаю, что экзамены в какой-то форме должны быть. Возможно, не в конце года, а, например, после завершения изучения определенного учебного блока. На самом деле дело не в экзаменах, а в общем количестве контролирующих мероприятий, которые сейчас присутствуют в школе. В таком количестве они действительно вредят и детям, и учителям. Да, возможно, мнение о том, что ребенок что-то делает из-за страха перед экзаменами, имеет право на существование. Но я думаю, что главный вред не в этом, а в том, что мы из-за обилия контролирующих мероприятий перестаем учить детей как положено. Этот постоянный контроль и обязанность реагировать на него забирают у учителя все время, на обучение и воспитание времени не остается. Если говорить о детях, то самые ответственные постоянно испытывают стресс от бесконечных проверок. Это негативно отражается на здоровье детей. Поэтому, на мой взгляд, совсем отказаться от экзаменов нельзя, но пересмотреть их количество нужно. Необходима золотая середина.
Комментарии