search
main
0

Экстернат в духе Иудушки Головлева

Причины высокого спроса на такую форму обучения, как экстернат, ясны. Люди получили реальную возможность распоряжаться своей судьбой, отвечать за свой выбор. Экстернат гуманен, гибок, может ориентироваться по желанию учащегося как на стандарт-минимум, так и на запредельную глубину индивидуальных программ по отдельным предметам.

На этом бы и закончить – слава Богу, дожили до свободы и до здравого смысла, но, как всегда бывает в нашем Отечестве, когда дело доходит до хорошего и бесплатного, деньги у государства кончаются. Сомнительность положения традиционной школы, которой не до жиру, – известна. А школа-экстернат тем паче не является оазисом в смысле финансирования, достаточно посмотреть в <>, где в разделе <> приведены такие расценки учительского труда, что после знакомства с ними хочется плакать от восхищения перед изощренной, в духе незабвенного Иудушки Головлева, экономностью составителей документа. Даже для самых одаренных учащихся-экстернов мизерного количества положенных часов консультаций недостаточно, что же говорить об остальных?! И если в первый год существования экстерната в средней 1002-й московской школе было 20 выпускников-экстернов и помогали им педагоги из соображений милосердия и энтузиазма совершенно бесплатно, то в прошлом учебном году аттестовано уже 195 человек, и требовать такой же самоотверженности, как и прежде, от учителей было бы просто безнравственно.

Правда, все в том же документе, скромнехонько, последним пунктом, указывается возможный выход: <>. Кажется – вот где золотая жила для школы! Но задумаемся, так ли много в нашей стране сейчас богатых, которые могут сразу раскошелиться на 5-7 репетиторов по всему обьему школьной программы? А как быть тем, у кого нет денег, нет возможности учиться в обычной школе, нет способностей для самостоятельного постижения интегралов, а есть только желание изменить жизнь к лучшему, получив аттестат зрелости?!

Совет директоров московских школ-экстернатов пытается влиять на политику Министерства образования, внося конструктивные предложения. Развитие экстерната как формы получения образования все-таки в первую очередь видится в улучшении государственного финансирования. Государственные мужи должны помнить, что бесплатное образование – это не досадные никчемные расходы, а будущее страны, которая все еще не потеряла желание быть великой. Один из реальных источников внебюджетного финансирования экстерната Совет директоров видит в создании, изучении и пропаганде опыта работы групп интенсивной подготовки учащихся при школах-экстернатах.

<> как один из видов платных образовательных услуг населению имеет очевидные плюсы в первую очередь для учащихся и их родителей. Во-первых, сравнительно низкие цены по сравнению с репетиторскими (в том числе со скрытым, т.е. официально не зарегистрированным репетиторством). Во-вторых, группы <> работают по специально разработанным программам, учитывающим уровень подготовленности и возможности слушателей. В-третьих, процесс легко контролируется с финансовой, административной, учебно-методической и прочих сторон. И, наконец, если добавить, что ведут такие группы самые лучшие педагоги, то идиллическая картина налицо.

Но пока только три московские школы (## 19, 41, 199) ступили на нелегкую тропу <>. Дополнительная головная боль: помещения для занятий, составление расписания, оформление финансовой отчетности, постижение юридических тонкостей и непередаваемая прелесть общения с налоговой инспекцией. А также программы занятий, которые должны быть почти в каждом случае индивидуальными и авторскими, и беспокойное предчувствие неизбежных проверок. Тут, пожалуй, задумаешься. Да еще в воздухе носятся неясные слухи о том, что грядут времена, когда платные образовательные услуги будут считаться коммерческими и, следовательно, возрастут налоги. Тогда прощай, <>. Цены придется существенно поднять, и тогда сама идея сочетания разумной оплаты и приличной подготовки потеряет смысл.

А что же учителя, хранители огня в школьном доме? Почти все, работавшие с экстернами, отмечают трудность психологической перестройки, которая неизбежна при работе с такими учащимися. Здесь дети или уже вполне взрослые люди лишены коллектива-контекста, их индивидуальность, личностность по-особому ярко и выпукло обнажена. Результаты учительского труда проявляются быстро, результаты сотрудничества, помощи в постижении даже привычных образовательных истин поразительны. Вот почему выпускников-экстернов вспоминают с особенным, пристрастным чувством. Да и вправду, есть чем гордиться: бывшие экстерны учатся в престижных отечественных и зарубежных вузах, в консерваториях и академиях. Не все, конечно. Но важно то, что многие, самые обыкновенные ребята, бывшие <>, сами, без чьего-либо принуждения, нашли в себе силы учиться.

Трудно сказать, как экстернат будет развиваться дальше. Возможно, со временем возникнет необходимость в создании школ-экстернатов в чистом виде, поскольку сегодняшнее сочетание общеобразовательной школы и школы-экстерната – почти непосильная ноша для администрации, учителей и школьного здания. Часть потенциальных учащихся-экстернов могут поглотить Центры независимой аттестации, создание которых, будем надеяться, в нашей стране не за горами. Но то, что число людей, желающих воспользоваться именно этой формой образования, будет расти, не вызывает сомнения. Нынешние смутные времена с легкими, не требующими особых знаний доходами пройдут, и бывшие пацаны из свиты королей бензоколонок вернутся за парты.

Мечты? Но свобода выбора должна выглядеть социально привлекательной, иначе рабство навсегда будет милее. Свободе – понятию трудноопределяемому, дабы она состоялась и не погибла, и то нужно помогать.

А уж школе – тем более.

Лидия СЫЧЕВА

Зубрить запрещается

Об отдыхающем учителе, отличных учениках и вечных проблемах

перед учителем этот вопрос! Как сделать так, чтобы ученики усвоили материал, осмыслили его?

На факультете психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова создан центр <>. Вот уже несколько лет там ведутся поиски новых технологий обучения. В частности, построения новой модели обучения языку на основе системно-деятельностного подхода. Ее разработчики – доктор психологических наук, профессор Зоя Алексеевна Решетова и преподаватель английского языка Ольга Михайловна Чумачева – имели возможность скорректировать свои теоретические изыскания, работая на экспериментальных площадках в Ижевске, Казахстане, Краснодаре, а с недавнего времени – в Сургуте, Санкт-Петербурге, Подмосковье и Москве. Фактически это совместный труд теоретиков в области педагогической психологии и практиков.

Согласитесь, что, изучая язык в школе, а затем в институте, мы все равно не владеем им настолько, чтобы свободно общаться или читать. Почему же так получается? Этот вопрос я задала Ольге Михайловне Чумачевой.

– Потому что все методики были составлены филологами, лингвистами, методистами, но не психологами. А как можно обучать личность, действиями которой руководит психика, без учета педагогической психологии. Вот мы и попытались идеи ученых преломить в конкретных дидактических материалах. Сейчас нами уже подготовлены учебники по английскому и немецкому языкам, ведется работа над учебником русского языка, физики, химии, математики.

– В чем же состоит принципиальное отличие вашего подхода от существующих?

– Вспомните, как строится процесс обучения традиционно. Дача готовых знаний – восприятие их учеником – воспроизведение по памяти. Значит, процесс усвоения знаний зависит исключительно от памяти. Дети с низким уровнем памяти остаются на низшем уровне, с более или менее средним достигают уровня <>, а с высоким – <>. Но память была бы хороша, если б не страдала забывчивостью. Следовательно, надо искать какие-то другие опоры в построении учебного процесса. Психологи – последователи автора концепции поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина, говорят, что основная функция психики в ориентировке, т.е. в <>. П.Я.Гальперин разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Выделяется шесть этапов:

1. Формирование мотивационной основы деятельности (отношения ученика к целям и задачам предстоящих действий, к содержанию материала).

2. Составление схемы ориентировочной основы деятельности.

3. Выполнение действий с опорой на данную схему-ориентировку.

4. В результате многочисленных решений разнообразных задач содержание ориентировки отражается в речи, которая и становится на этом этапе своеобразной опорой.

5. Внешняя, звуковая, сторона речи постепенно исчезает.

6. Речевой процесс <> из сознания, оставляя в нем только предметное содержание действия. Т.е. происходит интериаризация – преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Понимаете, при любой деятельности человек на что-то опирается. Вот представьте: готовите вы пирог. Сначала вам необходим рецепт, на который можно опираться. Во второй раз достаточно будет просто подглядывать в него. А на третий раз вы сможете уже не просто готовить, а импровизировать, творить. В учебной деятельности такой ориентировкой служат опорные таблицы (ОТ), которые ученик составляет самостоятельно в результате исследовательской деятельности. Пользуясь операциями логического мышления (сравнение, сопоставление, анализ и другие), он делает умозаключения. А все свои выводы заносит в ОТ. В принципе это легализованная шпаргалка. Причем из внешней области она постепенно путем интериаризации переносится в умственный план, а затем – в подсознание. В этом, пожалуй, наше главное отличие от традиционного пути. Ученик самостоятельно добывает знания, а не получает их в готовом виде. Причем первый раз, когда я их учу, КАК добывать знания, мы работаем вместе во фронтальном режиме. Когда же ребенок овладел механизмом получения знаний, он может перенести его на любую другую область. Допустим, мы вместе изучили имя существительное, а глагол он, зная путь, по которому надо пройти, изучает уже самостоятельно.

– А что же в это время делает учитель?

– Он… отдыхает: можно готовить карточки для следующего урока, подбирать дидактический материал, заполнять журнал или просто помечтать, глядя в небесную синь. И в этом нет ничего ужасного. Поймите, моя задача не дать ребенку знания, а научить его добывать их. В этом очень помогает учебник, в котором одно упражнение логически вытекает из другого, прослеживается четкая преемственность в подаче материала, отработка всех нюансов, исключений, тонкостей. Учебник должен стать самоучителем, а учитель расставляет отдельные акценты. Таким образом, ребенок, научившись добывать знания на одном предмете, сможет перенести это умение и на другой. В итоге сокращается время обучения, и ученик может легко и непринужденно овладеть еще несколькими языками. Еще один важный момент: научные знания всегда были в значительной степени адаптированы школьной программой. Нам же не надо ничего адаптировать, потому что ребенок легко справляется со всеми нестандартными ситуациями.

– А какие результаты дает эта технология?

– Удивительные! Главное – у учеников повышается мотивация обучения, потому что нет больше необходимости зубрить. Когда я начинаю первый свой урок, то даю установку: <>. Повышается успеваемость, особенно это актуально для слабых детей, классов выравнивания. Мы формируем системный тип мышления, вовлекая ученика в активную деятельность. Это позволяет, начиная с нуля, довести ребенка до общего эталонного уровня.

Опорная таблица <>

1. Вступительная часть:

– обращение к тому лицу, которому предлагается прослушать рассказ по теме. (Друзья! Ребята!);

– называние того действия, которое будет выполняться. (Я хочу рассказать вам… Я хочу представить вам… Позвольте мне рассказать…)

2. Основная часть. Изложение фактов.

3. Заключительная часть:

– сообщение о том, что рассказ закончен. (Таким образом: я рассказал вам о… Я представил вам… Мой рассказ закончен).

Нормативные требования:

1. Обьем рассказа – до 15 фраз.

2. Форма – устная или письменная.

3. Темп речи – умеренный.

4. Логика изложения информации: вступительная, основная и заключительная части.

5. Использование тематической лексики.

6. Использование распространенных грамматических конструкций.

Критерии оценки:

<> – обьем рассказа не менее 15 фраз + 2 неточности (языковые или речевые).

<> – обьем рассказа не менее 12 фраз + 4 неточности (языковые или речевые).

<> – обьем рассказа не менее 9 фраз + 6 неточностей (языковых или речевых) + 1 искажение.

Ирина ГРИГОРЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте