search
main
0

Эксперты выяснили, от чего зависит вовлеченность младшеклассников в учебный процесс

Психологи из Высшей школы экономики адаптировали и протестировали среди более полутысячи учеников младших классов Шкалу вовлеченности школьников – показателя, включающего в себя оценку общего самочувствия ребенка в образовательной организации, его заинтересованность и готовность преодолевать трудности.

Вовлеченность школьников в учебный процесс влияет на их успеваемость и будущие успехи, пояснили в пресс-службе НИУ ВШЭ. За рубежом оценка этого показателя используется, как один из факторов прогнозирующий, бросит ли подросток школу до окончания обучения.Вовлеченность оценивают в трех аспектах — поведенческом, эмоциональном и познавательном. Первый характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать правилам, второй – чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе, третий — желание получать знания и способность к саморегуляции.В вузе уточнили, что в России нет разработанного опросника для оценки вовлеченности детей в школах в целом и по отдельным компонентам в частности. Поэтому ученые адаптировали и протестировать один из самых популярных зарубежных опросников — Шкалу вовлеченности школьников, разработанную в 2005 году. Для этого исследователи перевели вопросы  с английского языка и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. Его предложили пройти 537 ученикам младших классов из 25 случайно выбранных московских школ.Выяснилось, что важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонент. Этот вывод подтвердили и другие исследования — то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или включенность в учебный процесс.\”Если мы рассматриваем школу как место, где мы постоянно \”напрягаем мозги\” — что-то решаем, осмысляем, то может показаться, что именно познавательная вовлеченность будет тем фактором, который больше всего влияет на успеваемость школьника и готовность прилагать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент вносит больше вклада. Детям нужно чувствовать себя счастливо и комфортно в школе. И это имеет смысл: если вы находитесь там, где вы счастливы, вы готовы работать больше\”, — цитирует пресс-служба НИУ ВШЭ автора исследования Мари Арсалиду. При этом ученые также не обнаружили никакой разницы в показателях вовлеченности между детьми разного возраста. В то же время зарубежные исследования показали другой результат: вовлеченность в учебный процесс обычно падает, когда ребенок взрослеет. Ученые предполагают, что расхождение в результатах может быть связано с культурными различиями — единообразие учебного процесса во всех классах российской школы формирует схожую вовлеченность. В вузе добавили, что переведенный опросник может использоваться в российских школах для проверки того, насколько ученики вовлечены в процесс обучения и насколько им комфортно и интересно находиться в классе. Измерение вовлеченности позволит предотвратить снижение успеваемости и прекращение обучения до выпуска.

Вовлеченность оценивают в трех аспектах — поведенческом, эмоциональном и познавательном. Первый характеризует активность ребенка, участие в школьных мероприятиях и готовность следовать правилам, второй – чувство комфорта, принадлежности и интереса к школе, третий — желание получать знания и способность к саморегуляции.

В вузе уточнили, что в России нет разработанного опросника для оценки вовлеченности детей в школах в целом и по отдельным компонентам в частности. Поэтому ученые адаптировали и протестировать один из самых популярных зарубежных опросников — Шкалу вовлеченности школьников, разработанную в 2005 году. Для этого исследователи перевели вопросы  с английского языка и сделали тест понятным для детей от 6 до 12 лет. Его предложили пройти 537 ученикам младших классов из 25 случайно выбранных московских школ.

Выяснилось, что важнейшим для оценки общей вовлеченности у младших школьников является эмоциональный компонент. Этот вывод подтвердили и другие исследования — то, насколько интересно и комфортно ребенку в школе, характеризует его вовлеченность больше, чем познавательная увлеченность или включенность в учебный процесс.

\”Если мы рассматриваем школу как место, где мы постоянно \”напрягаем мозги\” — что-то решаем, осмысляем, то может показаться, что именно познавательная вовлеченность будет тем фактором, который больше всего влияет на успеваемость школьника и готовность прилагать усилия. Но это не так. Эмоциональный компонент вносит больше вклада. Детям нужно чувствовать себя счастливо и комфортно в школе. И это имеет смысл: если вы находитесь там, где вы счастливы, вы готовы работать больше\”, — цитирует пресс-служба НИУ ВШЭ автора исследования Мари Арсалиду.

При этом ученые также не обнаружили никакой разницы в показателях вовлеченности между детьми разного возраста. В то же время зарубежные исследования показали другой результат: вовлеченность в учебный процесс обычно падает, когда ребенок взрослеет. Ученые предполагают, что расхождение в результатах может быть связано с культурными различиями — единообразие учебного процесса во всех классах российской школы формирует схожую вовлеченность.

В вузе добавили, что переведенный опросник может использоваться в российских школах для проверки того, насколько ученики вовлечены в процесс обучения и насколько им комфортно и интересно находиться в классе. Измерение вовлеченности позволит предотвратить снижение успеваемости и прекращение обучения до выпуска.

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте