В российские регионы направлены совместные разъяснения Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования относительно нового порядка проведения аттестации педагогических работников и образовательных организаций. Рассказываем об ответах экспертов на ряд вопросов, которые возникли у педагогов относительно нового порядка аттестации.
Первого сентября вступил в силу приказ Минпросвещения России «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Введены новые квалификационных категории «педагог-методист» и «педагог-наставник». У педагогов по данному документу возникло немало вопросов. На них совместные ответы дали Общероссийский Профсоюз образования и Департамент подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России.
Так, у многих появились вопросы к разделу III «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории» и разделу IV «Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории «Педагог-методист» или «Педагог-наставник». Работников сферы образования интересует, на какой срок устанавливается первая или высшая квалификационная категория и есть ли срок действия новых квалификационных категорий. По словам экспертов, с учетом норм ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 49), новым порядком аттестации не устанавливаются сроки действия первой и высшей квалификационных категорий педагогических работников. Для категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник» сроки действия также не предусмотрены. При этом дифференциация в оплате труда с учетом категорий возможна лишь при выполнении педагогами дополнительных обязанностей, связанных с методической работой или наставничеством.
Педагоги также часто спрашивали о том, через какое время после установления первой квалификационной категории можно подать заявление о проведении аттестации на высшую квалификационную категорию. Порядок аттестации не ограничивает конкретными сроками право педагога с первой квалификационной категорией (или имевшего такую категорию) по одной из должностей обращаться с заявлением о проведении аттестации, чтобы установить высшую квалификационную категорию по указанной в заявлении должности. При этом эксперты обращают внимание на то, что в Порядке аттестации указаны показатели профессиональной деятельности, на основе которых устанавливается высшая квалификационная категория. Они значимо отличаются от показателей для установления первой категории. Поэтому педагогу, решившему участвовать в аттестации для установления высшей категории, необходимо объективно проанализировать свою деятельность на соответствие требуемым показателям.
Какого уровня награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, конкурсы профмастерства (4 абзац пункта 31 Порядка аттестации) учитывают при проведении аттестации без осуществления специалистами всестороннего анализа их профессиональной деятельности? Возможно ли в документах регионального уровня установить такой перечень? Отвечая на эти вопросы, внимание педагогов обращено на то, что новый документ не предусматривает перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия и иных наград за профессиональные достижения, перечень или уровень проведения конкурсов профмастерства, в которых педагог стал призером. Порядком аттестации также не предусмотрена возможность определения каких-либо перечней наград или конкурсов нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, в том числе уполномоченными на формирование аттестационных комиссий.
Согласно пункту 28 Порядка аттестации, в заявлении в аттестационную комиссию педагоги сообщают сведения об уровне образования (квалификации), результатах профессиональной деятельности в организациях, о наличии квалификационных категорий, указывают должность, по которой намереваются аттестоваться. В заявлении по своему усмотрению можно сообщить и представить сведения об имеющихся государственных наградах, почетных званиях, ведомственных знаках отличия и других наградах за достижения в работе. Это также могут быть сведения о награждениях за участие в профессиональных конкурсах – на уровне организации, муниципальном, региональном или федеральном уровнях. За подавшими заявление на проведение аттестации педагогами не закрепляют специалистов для всестороннего анализа их профессиональной деятельности. Их аттестуют непосредственно аттестационные комиссии на основе указанных в заявлении сведений.
Кроме того, учителей интересует: если педагогу присвоена первая или высшая категория по одной должности, а при смене места работы он перешел работать на должность с другим наименованием, будет ли учитываться квалификационная категория при оплате труда, если наименование должности, по которой установлена квалификационная категория, не совпадает с наименованием должности по фактически выполняемой работе? Все, что связано с оплатой труда, находится в рамках полномочий субъекта РФ, муниципалитета и образовательной организации. При этом, в соответствии с положениями Отраслевых соглашений, заключенных Минпросвещения России и Минобрнауки России с Общероссийским Профсоюзом образования на 2021-2023 годы, рекомендуется оплачивать труд педагогов с учетом имеющейся квалификационной категории по одной должности за выполнение педагогической работы по должности с другим наименованием, по которой не установлена категория, в случаях, предусмотренных в приложении №3 к Отраслевым соглашениям. Это могут быть и другие случаи, если по обеим должностям совпадают профили деятельности.
Относительно оплаты труда педагогов также интересует, будут ли даны рекомендации о размерах доплат за квалификационные категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»? При ответе на этот вопрос эксперты отметили, что размеры оплаты труда педагогов с этими квалификационными категориями, при условии выполнения ими дополнительной работы по данному профилю, до решения Правительством РФ вопросов, связанных с утверждением требований к системам оплаты труда в соответствии с частями 8 и 9 статьи 144 ТК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления или локальными нормативными актами образовательной организации – в зависимости от объема, степени значимости этой дополнительной работы и т. п.
Возникли вопросы также относительно установления новых квалификационных категорий: в течение какого периода педагог должен заниматься методической и наставнической деятельностью, чтобы подать заявление на установление квалификационной категории «педагог-методист» или «педагог-наставник»? Новый Порядок не устанавливает сроки такой деятельности для обращения в аттестационную комиссию, чтобы установить квалификационную категорию «педагог-методист» или «педагог-наставник». В заявлении в комиссию важно сообщить сведения о результатах деятельности, связанной с методической работой или наставничеством, и приложить ходатайство работодателя, где будет охарактеризована работа педагога, направленную на совершенствование методической работы или наставничества непосредственно в образовательной организации.
Относительно того, кто именно может претендовать на установление новых категория, педагоги спрашивают: все ли педагогические работники с высшей квалификационной категорией могут проходить аттестацию на новые квалификационные категории, или это могут делать лишь учителя? В ответе на этот вопрос сказано, что Порядок аттестации не предусматривает конкретных наименований должностей педагогических работников с высшей квалификационной категорией, которые могут претендовать на установление новых квалификационных категорий.
Кроме желания самого работника, которое отражено в его заявлении о прохождении аттестации для установления категорий «педагог-методист», «педагог-наставник», к заявлению необходимо приложить ходатайство работодателя, в котором будет характеризоваться деятельность педагогического работника, направленная на совершенствование методической работы или наставничества в образовательной организации. Деятельность педагога комиссия оценит на основе этого ходатайства и показателей, предусмотренных пунктами 50, 51 Порядка аттестации, которые характеризуют дополнительную деятельность педагога, направленную на совершенствование методической работы или наставничества в образовательной организации, не входящую в должностные обязанности по занимаемой должности.
Ответы на эти и другие вопросы относительно нового Порядка проведения аттестации педагогических работников, который вступил в силу 1 сентября 2023 года, можно найти в Приложении к письму Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования.
Комментарии