Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Эксперты рассказали о типичных ошибках в итоговых сочинениях

Дата: 18 октября 2019, 12:16
Автор:

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений прошлого учебного года и методические рекомендации по подготовке к испытанию. Эксперты отмечают у школьников слабо развитые навыки редактирования текста, необоснованные повторы и тенденцию к употреблению штампов.

Эксперты рекомендуют начинать подготовку к сочинению с 5 класса, развивая у ребят умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства, навыки устной и письменной речи. \”Начинать подготовку рекомендуется с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов\”, – сообщили в пресс-службе Рособрнадзора о заключениях ФИПИ.В процессе подготовки к сочинению школьники должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы. Для этого ученик должен научиться составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения, формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой, соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания, устанавливать логические связи между вступлением и заключением.Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически. Рекомендуется проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года, выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии их оценки. При анализе сочинений рекомендуется цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.Опубликованные ФИПИ материалы содержат примеры работ выпускников с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.Одним из типичных недостатков сочинений выпускников является создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения. Отмечаются, в том числе, случаи списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращения к кратким пересказам, фильмам и тому подобное. В то же время анализ сочинений прошлого учебного года показал, что количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений существенно уменьшилось.Большинство выпускников понимают тему сочинения и умеют логично выстраивать рассуждение. \”Незачет\” по критерию \”Соответствие теме\” выпускники получают крайне редко.В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала единичны. Подавляющее большинство выпускников успешно справляется с задачей привлечения текстов литературных произведений для аргументации своей позиции.Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов логически выстраивать размышление на заданную тему. Выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать.К числу типичных недостатков качества письменной речи в сочинениях относятся речевые ошибки всех типов, слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы. Возрастает тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку. Чаще всего у выпускников возникают проблемы с правописанием проверяемы безударных гласных в корне, словарных слов, окончаний и суффиксов существительных и глаголов, наречий, частиц \”не\” и \”ни\”, \”н\”-\”нн\” в кратких причастиях, прилагательных и наречиях, приставок, а также со слитным, раздельным или дефисным написанием слова.Полный текст методических рекомендаций опубликован на сайте ФИПИ. Там же размещены методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению соответствующей программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы.Напомним, ранее Рособрнадзор направил в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения. В этом году испытание пройдет 4 декабря (дополнительные дни – 5 февраля и 6 мая 2020 года). Комплекты тем для различных регионов появятся на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до начала по местному времени.

Эксперты рекомендуют начинать подготовку к сочинению с 5 класса, развивая у ребят умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства, навыки устной и письменной речи.

\”Начинать подготовку рекомендуется с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов\”, – сообщили в пресс-службе Рособрнадзора о заключениях ФИПИ.

В процессе подготовки к сочинению школьники должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы. Для этого ученик должен научиться составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения, формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой, соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания, устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически. Рекомендуется проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года, выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии их оценки. При анализе сочинений рекомендуется цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов. Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

Опубликованные ФИПИ материалы содержат примеры работ выпускников с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

Одним из типичных недостатков сочинений выпускников является создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения. Отмечаются, в том числе, случаи списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращения к кратким пересказам, фильмам и тому подобное. В то же время анализ сочинений прошлого учебного года показал, что количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений существенно уменьшилось.

Большинство выпускников понимают тему сочинения и умеют логично выстраивать рассуждение. \”Незачет\” по критерию \”Соответствие теме\” выпускники получают крайне редко.

В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала единичны. Подавляющее большинство выпускников успешно справляется с задачей привлечения текстов литературных произведений для аргументации своей позиции.

Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов логически выстраивать размышление на заданную тему. Выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать.

К числу типичных недостатков качества письменной речи в сочинениях относятся речевые ошибки всех типов, слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы. Возрастает тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.

Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку. Чаще всего у выпускников возникают проблемы с правописанием проверяемы безударных гласных в корне, словарных слов, окончаний и суффиксов существительных и глаголов, наречий, частиц \”не\” и \”ни\”, \”н\”-\”нн\” в кратких причастиях, прилагательных и наречиях, приставок, а также со слитным, раздельным или дефисным написанием слова.

Полный текст методических рекомендаций опубликован на сайте ФИПИ. Там же размещены методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению соответствующей программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы.

Напомним, ранее Рособрнадзор направил в регионы методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения. В этом году испытание пройдет 4 декабря (дополнительные дни – 5 февраля и 6 мая 2020 года). Комплекты тем для различных регионов появятся на официальном портале ЕГЭ за 15 минут до начала по местному времени.

По информации obrnadzor.gov.ru

Фото Вадима Мелешко


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt