Кто учился в советской школе прекрасно помнит, как учителя выгоняли хулиганов из класса, а двоечников оставляли в качестве наказания после уроков. Может ли современный учитель поступать точно так же, рассказали эксперты.
Сейчас выгнать ребенка с урока невозможно, так как его интересы защищает законодательство – статья 43 Конституции РФ. Там указано, что каждый имеет право на получение образования, которое должно быть общедоступным. Поэтому если учитель выгоняет школьника с урока, то он нарушает его права.
Эксперты также обратили внимание на закон «Об образовании в РФ», в котором говорится, что во время учебного процесса школа несет ответственности за жизнь, здоровье и благополучие ученика. И в случае, если педагог выставил нарушителя порядка за дверь, он уже не может следить за ним. Если в это время с ребенком что-то случится, окажется виноват учитель.
Родителям эксперты посоветовали: если педагог нарушает вышеуказанные нормы, они имеют право обратиться в администрацию школы или сразу в прокуратуру. А учителям, в свою очередь, нужно искать другие методы восстановления дисциплины, отметили специалисты.
Что касается другого способа воздействия на ребенка, то в современной школе оставлять ученика после уроков в качестве наказания тоже нельзя. В СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» перечислены нормы по организации учебного процесса. И требование остаться после урока или на перемене противоречит данным нормам, а следовательно, расценивается как нарушение прав ученика.
После уроков ребенок может остаться только по своему желанию. Например, для подготовки к олимпиаде, для участия во внеклассных занятиях и тому подобное. В сложившейся ситуации специалисты Роскачества рекомендуют учителю действовать через родителей. То есть позвонить им, описать ситуацию и объяснить, что ему хотелось бы применить воспитательные меры в отношении данного ученика. В случае, если родители поддержат педагога, они смогут повлиять на своего ребенка и потребовать, чтобы он остался после уроков. «Естественно, ситуация должна быть действительно заслуживающей внимания, чтобы родители восприняли ее адекватно и не сочли, что их ребенка притесняют», – подчеркнули специалисты.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» приводило слова юриста, декана факультета права НИУ ВШЭ Вадима Виноградова, который заявил, что действия учителя, который забрал на время урока у ребенка телефон или другой гаджет, могут классифицироваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.1 КоАП РФ, — самоуправство.
Комментарии