В Общероссийском народном фронте подытожили результаты дискуссии, инициированной по итогам форума ОНФ \”Качественное образование во имя страны\” и проходившей с марта во всех регионах. Эксперты попытались выяснить, какую роль сегодня играют традиционные институты воспитания – семья, школа и государство – и чем грозит ослабление их позиций.
Как отметили эксперты, к постепенному ослаблению роли семьи в воспитании детей приводит изменение общего культурного уклада, снижение количества полноценных семей, а также сильная загруженность родителей на работе. Этот процесс характерен не только для России, но и для многих других стран. Если раньше опыт старших поколений был крайне ценен для молодежи, то сегодня в связи со стремительными изменениями во многих сферах молодежь начинает обгонять родителей, и в связи с этим авторитет семьи падает.
Падает и способность школы осуществлять воспитательный процесс. Это во многом является результатом процесса оптимизации образования, который приводит к сокращению социальных воспитателей, психологов в образовательных учреждениях, уменьшению дополнительных классных часов, которые ребенок может проводить в школах (группы продленного дня). Усугубляет ситуацию тот факт, что нынешняя система аттестации в образовательных учреждениях никак не учитывает личностный компонент в воспитании молодых людей. Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и аттестация ОГЭ в 9 классе делают процесс воспитания в школе, по сути, необязательным, поскольку оцениваются лишь результаты предметного обучения.
– Из-за ослабления традиционных институтов воспитания усиливается влияние других субъектов, которые ранее были в этой сфере не так активны, это СМИ, Интернет, НКО, религиозные, общественные организации. При этом, не всегда эти новые участники воспитательного процесса несут позитивный момент в формирование личности, – отметила член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина. – Нередко в \”заслугу\” СМИ ставят снижение моральных ценностей среди молодежи, интернету – рост подростковых самоубийств, злоупотреблений психотропными веществами, НКО – вербовку молодых людей в секты или экстремистские организации. Многие страны столкнулись с той же проблемой. На Западе участились случаи вербовки молодежи в Исламское Государство. И есть разные способы реагирования.
Прежде всего, по мнению Любови Духаниной, необходимо предпринять усилия по возвращению утраченных позиций традиционных институтов воспитания, а также развивать новые формы работы с молодежью. \”Здесь необходима разработка специальных вариативных программ воспитания, способствующих адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. А также усилить межведомственное взаимодействие ответственных за это направление ведомств\”, – заключила эксперт.
По информации пресс-службы ОНФ
Фото Марии Голубевой
Комментарии