В рамках тематического направления “Менеджмент в образовании” на форуме “Образование России”/EDU Russia в Казани ведущие эксперты обсудили вопросы управления и менеджмента в обучающих учреждениях.
В дискуссии приняли участие эксперт Президентской программы подготовки управленческих кадров в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ, профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ Витольд Ясвин, директор Хорошколы Елена Булин-Соколова, директор белгородской гимназии №3, победитель всероссийского конкурса “Директор школы-2018” Андрей Мухартов, директор лицея “Ковчег XXI” Рустам Курбатов, сертифицированный коуч ACCICF Наталья Гульчевская, начальник управления образования и инноваций Центросоюза Российской Федерации, лидер проекта “Национальный чемпионат профессий и предпринимательских идей “Карьера в России”, профессор Сергей Гиль, член Комитета гражданских инициатив, ответственный секретарь “Общероссийского гражданского форума”, вице-президент корпорации “Российский учебник” Андрей Галиев и другие. Модератором дискуссии выступила директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО Ольга Назайкинская.В ходе обсуждений эксперты затронули коммерческие проекты, которые могут быть полезны при реализации в сфере школьного образования: в России такой формат сотрудничества только начинает зарождаться.- Сегодня уже есть некоторые концессионные продукты, которые в основном связаны с девелопментом. При этом прямой связи с образованием как с таковым, как правило, нет. Мы же исходим и того, что школы – это не просто голые стены, а целая экосистема, направленная на обеспечение качества образования и образовательного результата, – рассказал Андрей Галиев.По словам участников, возможности использования моделей ГЧП в перспективе позволит кардинально изменить облик образовательной инфраструктуры в масштабах страны. При этом реализация проектов с использованием механизмов ГЧП позволит эффективнее использовать бюджетные средства.Кроме того, механизмы ГЧП могут применяться для решения и других социально-значимых задач. Проекты социальной значимости (social impact bonds, SIB) — еще один возможный инструмент, который пока не используется в нашей стране. В рамках SIB частный партнер берет на себя решение конкретной социальной задачи, которая должна быть максимально точно сформулирована и одинаково пониматься всеми участниками проекта. В сфере образования предметом такого соглашения могло бы быть повышение образовательного результата, измеряемого через результаты ОГЭ и ЕГЭ, на определенной территории на 10–15%. В этой связи огромный интерес представляют так называемые “резильентные” школы, которые, не имея специальных ресурсов, добиваются высоких результатов.Корпорация “Российский учебник” вместе с Высшей школой экономики разработала методику факторного анализа качества образования на региональном уровне. Результаты такого анализа позволяют регионам принимать более обоснованные решения и могут помочь точнее сформулировать предмет SIB-контрактов. Пилотный проект факторного анализа идет сейчас в Калининградской области.”Рабочим примером ГЧП-проекта может стать не просто строительство или реконструкция школ, но и передача этих школ во временное управление частному партнеру с целью достижения оговоренного образовательного результата. Государство выступает заказчиком, который формулирует конкретную задачу. Также государству отводится роль контролера при соблюдении установленных стандартов. Затраты бизнеса государство будет компенсировать через ежегодные платежи. Такая модель позволяет гарантировать соблюдение стандартов качества со стороны частного партнера”, – отметил Андрей Галиев.Модель ГЧП в настоящее время имеет огромный потенциал для возможности обновления всей образовательной инфраструктуры в России. Так, на период до 2025 года государством предусмотрен значительный объем финансирования на создание новых мест в общеобразовательных организациях во всех российских регионах. При этом общая прогнозная потребность новых мест в образовательных учреждениях до 2025 увеличится на 7389,8 тыс. В условиях нынешней экономической реальности вероятность нехватки бюджетных средств на эти цели остается крайне высокой. Таким образом, увеличение объемов со стороны внебюджетных источников с использованием механизмов ГЧП может в значительной степени решить часть проблем с повышением эффективности расходования государственных средств при соблюдении обязательств по плановому вводу в эксплуатацию новых объектов образовательной инфраструктуры, полагают эксперты.Осенью 2018 года Сбербанк и корпорация “Российский учебник” договорились о сотрудничестве для совместной реализации концессионных проектов в субъектах РФ в сфере образования. В концессионных проектах строительства и последующей эксплуатации общеобразовательных школ корпорация выступит в качестве инвестора, а Сбербанк – в качестве кредитора. В рамках сотрудничества в ходе реализации пилотных проектов банком и корпорацией будет отработана новая форма “коробочного” решения в сфере образования.
В ходе обсуждений эксперты затронули коммерческие проекты, которые могут быть полезны при реализации в сфере школьного образования: в России такой формат сотрудничества только начинает зарождаться.
– Сегодня уже есть некоторые концессионные продукты, которые в основном связаны с девелопментом. При этом прямой связи с образованием как с таковым, как правило, нет. Мы же исходим и того, что школы – это не просто голые стены, а целая экосистема, направленная на обеспечение качества образования и образовательного результата, – рассказал Андрей Галиев.
По словам участников, возможности использования моделей ГЧП в перспективе позволит кардинально изменить облик образовательной инфраструктуры в масштабах страны. При этом реализация проектов с использованием механизмов ГЧП позволит эффективнее использовать бюджетные средства.
Кроме того, механизмы ГЧП могут применяться для решения и других социально-значимых задач. Проекты социальной значимости (social impact bonds, SIB) — еще один возможный инструмент, который пока не используется в нашей стране. В рамках SIB частный партнер берет на себя решение конкретной социальной задачи, которая должна быть максимально точно сформулирована и одинаково пониматься всеми участниками проекта. В сфере образования предметом такого соглашения могло бы быть повышение образовательного результата, измеряемого через результаты ОГЭ и ЕГЭ, на определенной территории на 10–15%. В этой связи огромный интерес представляют так называемые “резильентные” школы, которые, не имея специальных ресурсов, добиваются высоких результатов.
Корпорация “Российский учебник” вместе с Высшей школой экономики разработала методику факторного анализа качества образования на региональном уровне. Результаты такого анализа позволяют регионам принимать более обоснованные решения и могут помочь точнее сформулировать предмет SIB-контрактов. Пилотный проект факторного анализа идет сейчас в Калининградской области.
“Рабочим примером ГЧП-проекта может стать не просто строительство или реконструкция школ, но и передача этих школ во временное управление частному партнеру с целью достижения оговоренного образовательного результата. Государство выступает заказчиком, который формулирует конкретную задачу. Также государству отводится роль контролера при соблюдении установленных стандартов. Затраты бизнеса государство будет компенсировать через ежегодные платежи. Такая модель позволяет гарантировать соблюдение стандартов качества со стороны частного партнера”, – отметил Андрей Галиев.
Модель ГЧП в настоящее время имеет огромный потенциал для возможности обновления всей образовательной инфраструктуры в России. Так, на период до 2025 года государством предусмотрен значительный объем финансирования на создание новых мест в общеобразовательных организациях во всех российских регионах. При этом общая прогнозная потребность новых мест в образовательных учреждениях до 2025 увеличится на 7389,8 тыс. В условиях нынешней экономической реальности вероятность нехватки бюджетных средств на эти цели остается крайне высокой. Таким образом, увеличение объемов со стороны внебюджетных источников с использованием механизмов ГЧП может в значительной степени решить часть проблем с повышением эффективности расходования государственных средств при соблюдении обязательств по плановому вводу в эксплуатацию новых объектов образовательной инфраструктуры, полагают эксперты.
Осенью 2018 года Сбербанк и корпорация “Российский учебник” договорились о сотрудничестве для совместной реализации концессионных проектов в субъектах РФ в сфере образования. В концессионных проектах строительства и последующей эксплуатации общеобразовательных школ корпорация выступит в качестве инвестора, а Сбербанк – в качестве кредитора. В рамках сотрудничества в ходе реализации пилотных проектов банком и корпорацией будет отработана новая форма “коробочного” решения в сфере образования.
Комментарии