search
main
0

Эксперты обсудили результаты внедрения ЕГЭ в рамках круглого стола, посвященного 15-летию экзамена

В МИА \”Россия сегодня\” прошёл круглый стол, посвящённый 15-летию единого государственного экзамена. Главные вопросы, которые обсуждали на этом мероприятии – удалось ли ЕГЭ решить проблему доступности высшего образования, поборол ли экзамен коррупцию, какие изменения произошли за этот период в школе и обществе, чего ждать в будущем?

Это, наверное, самый очевидный и бесспорный результат внедрения ЕГЭ. По словам Виктора Болотова, в конце 90-х в вузах Москвы и Санкт-Петербурга три четверти студентов были жителями этих городов. И поступить в эти учреждения можно было лишь при условии, что ты посещаешь подготовительные курсы конкретного вуза и имеешь жильё, чтобы разместиться на период подготовки, сдачи экзаменов и обучения. Сейчас количество сельских студентов увеличилось на 20-25% (в некоторых высших образовательных учреждениях количество иногородних составляет 75%), и это автоматически вынудило ректоров вузов решать вопрос с общежитиями, которые они было повадились сдавать в аренду гастарбайтерам и бизнесменам. Словом, решение одной проблемы заставило решать и другие, смежные.

– Что же касается борьбы с коррупцией, то, хочу заметить, ни в одном документе мы не ставили отдельную задачу – побороть коррупцию с помощью ЕГЭ, – сделал неожиданное заявление Виктор Александрович. – Да и не возможно её побороть на отдельно взятом участке, если на остальных этим почти не занимаются.

Тем не менее, ЕГЭ всё-таки борется с коррупцией. Так, если 2013-й год запомнился нам чередой скандалов, связанных с повальным списыванием и утечками материалов в Интернет накануне экзамена, то уже на следующий годы были сделаны серьёзные оргвыводы. И вот результат: к примеру, если в 2013 году средний балл по химии в Дагестане был на уровне 72, то в 2014 году он составил всего 36. Для многих это стало шоком, но, надо признать, что были получены действительно реальные, а не дутые показатели. По другим регионам картина, может, не столь контрастная, однако везде уже успели почувствовать: шутки в сторону, нарушителей будут карать нещадно.

– Аналогичная ситуация сложилась и с медалистами, – напомнил Болотов. – Было время, когда количество обладателей золотых медалей доходило до 10% от выпуска. Эти выпускники пользовались льготами при поступлении, но было очень неприятно читать заявления на имя ректора, где “круглые отличники” делали по нескольку ошибок. То есть, понятно, каким образом и для чего штамповали этих “медалистов”. Сейчас более-менее эту проблему мы обуздали. Хотя поводов для беспокойства всё равно хватает.

Что же касается перспектив единого госэкзамена, то Виктор Болотов уверен: вносить какие-либо изменения в содержание и процедуру ЕГЭ можно лишь после тщательного изучения ситуации в образовательном пространстве, всенародных открытых обсуждений предлагаемых реформ. В противном случае, мы все будем заложниками популистских идей и предложений, которые депутаты и политики выдвигают часто и с удовольствием. Среди таковых, например, обязательный ЕГЭ по иностранному, физике, истории, физкультуре и прочим предметам.

– Можно заставить человека сдавать историю, но нельзя заставить его любить Родину, – считает Болотов. – То же самое и с другими дисциплинами. Мотивировать детей к изучению тех или иных предметов и наук нужно иными способами. Я абсолютно убеждён: каждый школьник должен иметь право выбора, а это противоречит требованиям сделать те или иные экзамены обязательными.

Заместитель генерального директора ЗАО \”МЦФЭР\”, директор тематического направления \”МЦФЭР Образование\”, экс-заместитель министра образования и науки РФ Максим Дулинов придерживается мнения, что обсуждение единого госэкзамена на самых разных площадках, его критику и советы по изменению экзаменационных процедур можно считать явным достижением последних лет. Ведь если бы всё происходило закрыто, то и обсуждать было бы нечего, а так, благодаря критике, мы знаем, над чем работать и что совершенствовать.

– А ведь, напомню, что ЕГЭ – это всего лишь инструмент проверки качества образования, – сказал Дулинов. – И очень странно, что мы уделяем столько времени обсуждению инструмента, а не качества. Это примерно как если бы хотели повесить на стену картину, а для этого необходимо было бы вбить в стену гвоздь, но мы начали бы обсуждать, какого цвета и какой формы должен быть молоток, чтобы выполнить задуманное. На самом деле, мы так много времени посвящаем этому вопросу ровно потому, что пока не знаем, как изменить качество образования. Как только мы поймём, что обсуждать следует именно эту проблему, тема ЕГЭ отойдёт на второй план.

– Я согласен с тем, что реформы необходимо проводить только после тщательного изучения ситуации, после проведения серьёзных мониторингов, – сказал ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. – Но кто будет проводить эти мониторинги? Люди со стороны, которых учителя сегодня воспринимают как инородное тело, мешающее им работать? На самом деле, в этом должны быть заинтересованы, в первую очередь, сами учителя. А для этого необходимо реформировать систему педагогического образования, то есть уже студентов учить тому, как правильно организовать педагогическое исследование. Поэтому мы в нашем вузе разработали специальный предмет “Образовательная политика”. ЕГЭ без обратной связи невозможен, но выстроить эту связь нужно по науке, с умом.

По мнению же директора ЦО \”Царицыно\” № 548, народного учителя России Ефима Рачевского, страсти по ЕГЭ сегодня почти улеглись. Ученики воспринимают его как вполне обычное (хотя и очень ответственное!) испытание, они поняли, что ничего из ряда вон выходящего на нём не бывает, и если учиться в течение всего периода, а не только накануне экзамена, можно рассчитывать на вполне приемлемый балл. Родители, которые раньше реагировали на всё очень нервно, также утихомирились, а если кто и нанимает своим детям репетиторов, то, скорее, по привычке, для перестраховки.

– Мы уже пришли к выводу, что ЕГЭ не вредит ни процессу обучения, ни развитию ребёнка, – констатировал Рачевский. – Осталось донести ещё одну очень важную мысль: сдавать ЕГЭ имеет смысл тогда, когда ты чувствуешь себя к этому полностью готовым. А самое главное, все мы, наконец-то, поняли: чем более честным будет экзамен, тем более реальными будут результаты, а значит, можно будет заняться решением вполне конкретных проблем, а не пытаться вновь и вновь плодить обман и иллюзии.

Ефим Лазаревич поделился сокровенным: оказывается, у них в школе уже успела сложиться традиция – перед экзаменом ребята должны обязательно прикоснуться рукой к его лысине, и тогда, якобы, успех обеспечен. Несколько лет это правило работало безукоризненно, директор смиренно принимал участие в этом обряде. Однажды, когда ребят разделили и развезли по разным школам, еле-еле успел прорваться сквозь дикие московские пробки, чтобы поддержать таким образом своих ребят. А вот в этом году опоздал… Что, впрочем, не отразилось на результатах. Из этого следует, заключил педагог, что ребята больше полагаются на собственные знания, чем на приметы. И это хорошо.

Но почему же задания ЕГЭ до сих пор не выложены в Интернет целиком, во всем их многообразии? Об этом шла речь, наверное, на протяжении всех 15 лет, однако сейчас в сети открыто далеко не всё, что наработано за этот длительный период.

– Дело в том, что мы выкладываем лишь образцы, типовые задания, и делаем это только для того, чтобы ребята имели представление об уровне, характере, типе, содержании заданий, – говорит директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова. – А всё выкладывать мы не хотим по очень простой причине. Вспомните, в 90-е годы очень популярным видом учебной литературы на прилавках были так называемые “решебники”. Можно также вспомнить и об огромном количестве сборников типа “Золотые сочинения”, “Платиновые сочинения” и т.д. Так вот, изрядная часть КИМов ЕГЭ – задания творческого типа. Стоит выложить их в свободный доступ, как на самом творчестве школьников можно будет поставить крест, поскольку его вытеснит репродуктивная деятельность. Детей будут попросту натаскивать на экзамен, и от ребят потребуется лишь механически воспроизвести то, что они когда-то решали. Безусловно, если ребёнок запомнит всё, что есть в Сети, ему можно будет смело ставить 100 баллов, однако мы всё-таки делаем ставку не на развитие памяти, а на творчество, которое следует проявить только на самом экзамене. А подготовиться к этому испытанию вполне можно и на типовых заданиях, но только для того, чтобы потом справиться с новым, незнакомым.

В целом, итог 15-летнего шествия ЕГЭ по стране, по мнению спикеров круглого стола, сводится к довольно простой формуле: да, ещё далеко не все проблемы устранены, но мы движемся в правильном направлении; народ постепенно привыкает к испытаниям, конструктивная критика учитывается, в результате чего экзамен всё больше и больше приобретает “человеческое лицо”.

И недалёк тот час, похоже, когда лицо это станет более человеческим, чем у нас с вами.

ЕГЭ в цифрах

* В 2015 году ЕГЭ проводился в 85 регионах РФ, включая Республику Крым и Севастополь, а также в 52 странах ближнего и дальнего зарубежья.

* Всего в сдаче ЕГЭ-2015 участвовали 860 тысяч человек. Не смогли сдать русский язык и математику – один из обязательных экзаменов – 16653 участника. Это 2,24 процента от общего количества. Цифра по сравнению с 2014 годом почти не изменилась.

* ЕГЭ по русскому языку в этом году сдавали порядка 700 выпускников. Средний тестовый балл составил 65,8, что на 3,3 балла выше, чем в прошлом году (62,5). Предварительные результаты показали, что по сравнению с прошлым годом на 5 процентов увеличилось количество экзаменуемых, набравших на ЕГЭ по русскому языку от 80 до 100 баллов.

* Впервые в 2015 году, в соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ и по предложению Ассоциации учителей и преподавателей, ЕГЭ по математике был разделён на два уровня – базовый и профильный.

* Средний тестовый балл по профильной математике в этом году составил 49,56 при минимальном балле 27. Это на три с небольшим балла выше результата ЕГЭ по математике в прошлом году (46,42; минимальный балл – 24). Средний балл по базовой математике составил 3,95 по пятибалльной шкале.

* Средний тестовый балл по обществознанию составил в 2015 году 56,65 (при минимальном балле 42), что на три с небольшим балла выше показателя прошлого года (53,25 при минимальном балле 39). В 2015 году решением Рособрнадзора минимальный тестовый балл ЕГЭ по обществознанию был повышен до 42 (с 39 в прошлом году).

* С 2014 года результаты ЕГЭ действительны в течение 4-х лет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте