В условиях неопределенности для успешного будущего современных школьников крайне важно грамотное развитие полезных умений и компетенций на всех уровнях образования. Однако сегодня не все ключевые представители образовательной системы понимают, с помощью каких подходов и какие навыки необходимо развивать. Об этом рассказали участники форсайт-сессии \”Новые парадигмы образования\”, открывшей первый день образовательного форума EDU Russia в Казани.
— Задачи форума – объединить на одной площадке бизнес и систему образования, найти ответы на вопросы, как и кого готовить, как эффективно развивать взаимодействие различных уровней образования, обсудить коренные вопросы организации образования, — пояснил он. — Отмечу, что решения и выводы, принятые в рамках данной форсайт-сессии, будут озвучены на пленарном заседании, которое состоится завтра. Уверен, что обмен передовым опытом, глубокий анализ и активное обсуждение заявленных вопросов помогут участникам форума определить инновационные подходы и решения, направленные на повышение эффективности системы образования.
Директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук Павел Сергоманов обратил внимание, что очень важно понять, на чем фокусируются участники системы образования сегодня. Эксперт Центра исследования среднего профессионального образования Алексей Шабалин рассказал о ключевом изменении за последние десять лет в системе среднего профессионального образования (СПО):
— Система СПО стала институтом старшей школы. Прямые методики и методологии школы не могут быть имплементированы в эту систему, а современные исследования, которые бы позволили качественно изменить программы в системе СПО, мы пока не наблюдаем.
Заместитель директора Центра социально-экономического развития школы Андрей Павлов, в свою очередь, подчеркнул, что в дополнительном образовании делается упор на развитии спортивных навыков и иностранных языков: \”При этом в ходе исследования нас удивляет, почему спорт и искусство лидируют в числе занятий дополнительного образования. Это возможно объяснить тем, что родители выбирают сферы на основе собственного опыта и образовательного бэкграунда, повторяя ту систему, в которой обучались сами, и отдают предпочтение hard skills\”.
Однако при развитии навыков крайне важно сохранять в человеке любознательность, отметила руководитель GMC Consulting Галина Маштакова: \”Со стороны работодателя могу сказать, что любопытные и любознательные нужны во всех системах. Безусловно, должны быть академические знания, но должны быть и компетенции, о которых говорим: базис в виде профессиональных компетенций, общих, soft skills\”.
С ней согласились остальные участники дискуссии. Член Комитета гражданских инициатив, ответственный секретарь Общероссийского гражданского форума, вице-президент корпорации \”Российский учебник\” Андрей Галиев отметил, что сегодня ключевым фактором для общества и государства является нарастание неопределенности, и важно обращать внимание на развитие тех навыков, которые пригодится в таких условиях.
— Сегодняшние первоклассники выйдут из школы в 2030 году. И для учеников важно в первую очередь умение работать не руками, а головой, уметь учиться. Необходимым критерием здесь действительно выступает любознательность. Поддержание почемучества в школе – вопрос социально-экономического развития, конкурентноспосбности на мировой арене, поскольку из таких детей вырастают успешные предприниматели, — отметил он.
На развитие компетенций в условиях конкурентноспособности обратил внимание и директор школы ОАНО \”Школы \”Летово\” Михаил Мокринский:
— Мне кажется, школа должна в том числе научить конкурировать. Это слово касается и ребенка, и семьи, которая ставит ему задачи для того, чтобы он в будущем не пропал, добился успеха. Если учитель видит эту задачу и поддерживает в школе, то можно говорить об успехе ребенка, о том, что его понимают и близкие, и система.
Эксперт согласился, что фактор неопределенности будущего важно учитывать в образовательном процессе: \”Сегодняшняя школа сталкивается с тем, что есть государства, которые научились формировать заказ в парадигме не школьных задач, а задач экономики, социума и культуры, и научились делать так, что учителя понимают, как их работа соотносится с этими задачами. При этом стоит обращать внимание на основное достижение, которое мало кому удается воспроизвести: то, что ты делаешь, выражено не только в контенте, методике и видах деятельности, а в том, что это действительно работает на конкуренцию и тем правилам, которые будут работать в открытом мире. Перед шклой стоят сегодня два основных вызова – как сохранить задачи, которые уже артикулированы в одной сфере для другой, и как их не украсть по собственному неумению довести их до выполнения\”.
Среди основных подходов для решения проблемы выделяется персонализация обучения и режим активного диалога, объяснил педагог, директор Центра образования \”Царицыно\” № 548 г. Москвы Ефим Рачевский. Эксперт подчеркнул, что сегодня многими школа признается как объект институционального конформизма:
— В условиях глобального поворота нашего сознания, быта и всего остального в эпоху цифровизации я бы хотел обратить внимание на некоторые практикоориентированные концепты, которые затрагивают интересы примерно 61 миллиона граждан России, среди которых и родители. Это изменение смыслов и способов оценивания, актуальность диалогового сосуществования, персонализация образования, сохранение любопытства и любознательности у школьников.
Об индивидуальном подходе, который реализуется и в системе высшего образования, рассказал заместитель заведующего Проектно-учебной лаборатории \”Развитие университетов\” ВШЭ Олег Лешуков: \”Все вузы так или иначе начинают включаться в дискуссию об успешном студенте. В вузах происходит изменение традиционных образовательных программ, а также уже набившее оскомину выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, которые должны создаваться для разных групп студентов: как с высокими, так и низкими образовательными результатами\”.
В то же время одной из основных угроз для реализации названных решений является зарегулированность системы образования.
— Государство устроено таким образом, чтобы обеспечить консервативность в обществе, которой у нас и так хватает, – убежден Андрей Галиев. – Многие решения в образовании даже сейчас, кажется, принимаются с целью регулирования всего, что есть в системе. Однако в этой связи люди рискуют выйти из образовательных учреждений \”атрофированными\”. Важно сохранять вариативность в образовании, что позволяют действующие ФГОС, вести общественные дискуссии, а также помещать подготовку учителей и повышение статуса педагога в фокус государственного внимания. При этом тестировать новые подходы следует на ограниченной территории в раках апробаций, не затрагивая слаженную работу других элементов.
Трансляция основных мероприятий форума доступна на сайте rosuchebnik.ru.
Комментарии