В Мособлдуме прошла конференция, посвященная результатам масштабного аналитического исследования системы граждановедческого образования в России. В числе экспертов – зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина, главный редактор \”Учительской газеты\” Петр Положевец, директор Федерального института оценки качества образования Сергей Пономаренко и т.д. \”Учительская газета\” вела прямую фото- и текстовую трансляцию с места событий.
10.20
Выступая в ходе конференции, главный редактор \”Учительской газеты\”, национальный координатор ICCS-2016 Петр Положевец отметил, что термин \”гражданское образование\” активно использовался два десятилетия назад. Теперь его замещает понятие граждановедения.- Все больше внимания это понятие акцентирует не на освоении теории, а на вовлеченности школьника в жизнь гражданского общества, на создании возможностей для принятия социально значимых решений. Сегодня мы пришли к взаимопониманию о том, что необходимо добиться соотнесения школьных программ с реальностью. Особенно, если это касается граждановедческих дисциплин, – добавил Петр Григорьевич.Он сообщил, что в конференции принимают участие 50 регионов – команда, проводившая ICCS (Международное сравнительное исследование качества граждановедческого образования) на протяжение многих лет: исследователи и ученые, преподаватели истории и обществознания.10.30Сергей Пономаренко, директор Федерального института оценки качества образования, рассказал о результатах сравнительных исследований как индикаторе изменений, реализуемых в системе образования.Он пояснил, что цикличность ICCS составляет 5,5 лет, а с анализом и интерпретацией – 8-9 лет. Так, в прошлый раз исследование проводилось в 2009 году.\”Россия вовлечена во множество проектов по исследованию качества образования. В том числе и пять международных. Но международные сравнительные исследования – это еще не все. Они не показывают все многообразие особенностей национального образования страны\”, – отметил выступающий.10.40.
Сергей Пономаренко привел слова Майкла Тирумана, руководителя Ассоциации педагогов, который однажды сказал: \”Сингапур – первый в TIMSS, PIRLS, PISA! Есть ли еще такая страна, которая может продемонстрировать хотя бы близкие результаты\”.
– Я бы сказал, что это Россия. Мы не отстаем, – заявил глава института. – Россия в первой десятке в TIMSS, где проверяются фундаментальные естественно-научные знания. Мы занимаем первые строки в PIRLS.Это говорит о том, что читательская грамотность в нашей стране на высоком уровне. Из последних, порадовавших всех событий: наш рывок в ходе PISA с 38 места на 24-е.
По его словам, вопросы граждановедческого характера отражаются в нашей стране в нескольких предметах, но главным образом в обществознании. \”И здесь динамика у нас положительная – знания повышаются. Об этом говорят и международные исследования, и ЕГЭ. Чтобы утвердиться в этом понимании, мы хотим сделать отдельное исследование. Предполагается, что это будет граждановедческая диагностическая работа в 8-9 классах. Мы планируем ее на 2017-2018 учебный год\”, – сообщил Сергей Пономаренко.
Он добавил, что в ближайшие годы Россия будет участвовать во многих сравнительных международных исследованиях качества образования. Так, в 2018 году стартует PIAAC, проверяющее читательскую грамотность у взрослых, и PISA. \”Татарстан, Москва и Ленинградская область уже изъявили желание участвовать как отдельные регионы, вдохновившись примером Москвы, которая не так давно показала результаты на уровне мировых. На мой взгляд, регионы, которые готовы к такому рывку, по-хорошему амбициозны, ведь для того, чтобы показать высокие результаты на международном уровне, нужно добиться высокого качества образования\”, – отметил руководитель.
11.05.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, профессор, доктор педагогических наук Любовь Духанина представила выступление \”Как воспитать ответственного гражданина, реализуя федеральные государственные образовательные стандарты\”.
Она, в частности, отметила: \”Анализ современных рамок компетенций и стандартов по всему миру показывает, что такие качества, как личная ответственность и добросовестность, входят в число тех, что обозначены как ключевые, которые должна воспитывать школа\”.
При этом, по словам Любови Духаниной, ответственность не должна рассматриваться в логике долженствования. \”Надо воспитывать у ребенка умение брать на себя ответственность. Для этого нужно сделать так, чтобы в школе у ребенка была возможность принимать решения и отвечать за из последствия. Однако, если мы подменяем воспитание этих качеств назиданием, даем готовые ответы – как чувствовать себя в той или иной ситуации, когда извиняться и т.д., мы остаемся посторонними в формировании чувства ответственности. Ответственности по учебнику не научишь\”, – констатировала депутат.
11.20
12.35.
\”В текущем цикле исследования участвуют 24 страны, и Россия… пока мы не можем сказать, на каком месте, результаты будут официально объявлены 7 ноября в Амстердаме, но уже то, что мы видим, нас радует. Результаты намного лучше, чем в предыдущем цикле\”, – сообщил Петр Положевец.
13.10.
13.30
В ICCS этого года отдельной строкой значится Республика Татарстан. В исследовании участвовали 150 школ региона – 3500 учащихся и 2500 учителей.
– Очень хорошо, что у регионов есть возможность участвовать в международных исследованиях значительной выборкой. Вместе с ФИОКО мы уже проработали вопрос участия республики таким же образом в PISA, – рассказала Тамара Федорова, начальник Управления общего образования Минобрнауки Республики Татарстан. – Тогда мы, наконец, сможем сопоставить себя с другими странами. Особенно интересно увидеть сравнительные результаты с Сингапуром. Их технологии у нас на вооружении. Именно их реализовала на своем конкурсном уроке Алла Головенькина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2014.14.10.
Пленарное заседание завершилось. Начинается работа секций \”Организация исследований и мониторинг достижений в области граждановедческого образования\”, \”Анализ и оценка результатов исследования в области граждановедческого образования\” и \”Результаты граждановедческого образования как основа формирования рекомендаций по дальнейшему развитию граждановедческого образования в регионах РФ\”.
По итогам конференции пройдет обсуждение проекта рекомендаций органам исполнительной власти, осуществляющим управление в области образования.
Напомним, проект рекомендаций опубликован на нашем сайте. Принять участие в его обсуждении и предложить свои дополнения и изменения можно до 1 октября.В работе секций приняли участие специалисты как столичных образовательных организаций, так и эксперты из регионов. Предлагаем вашему вниманию выдержки из выступлений некоторых из них.
Лариса Жиронкина, заместитель директора Института развития образования Орловской области:
– Гражданское образование начинается не в школе. Его базовые аспекты усваиваются еще на дошкольном уровне.
– Сложнейшая граждановедческая ценность – ответственность. Но отдельного урока по этой теме в курсе обществознания нет, поэтому от учителя зависит очень многое – именно он может сделать так, чтобы темы долга и ответственности все-таки были затронуты.
– Какое большое значение имеет для детей то, что они делают сами! Они по большому счету понимают и принимают лишь то, что прочувствовали в деятельности. (о проектной деятельности)
Ольга Мачехина, профессор кафедры интерактивных технологий в образовании Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук:
– Внеурочная деятельность – уникальный инструмент. В ней заложен большой потенциал для воспитания гражданственности и возможность выйти в разговоре об этих темах на семью, и в конечном счете воспитывать ребенка вместе – семье и школе.
– Читая и перечитывая сказки, притчи, национальный эпос, мы тоже воспитываем гражданственность.
Людмила Бычкова, доцент кафедры преподавания методики истории МГПУ, кандидат исторических наук:
– Если мы оценим те задания, которые государство адресует школе, то мы поймем, что справиться с ними в одиночку ей не под силу. Тем более, как отметил недавно главный разработчик и куратор теста PISA Андреас Шляйхер, изоляция в режиме сложных образовательных систем может серьезно ограничить потенциал школы.
Константин Уланов, директор финансово-экономического лицея №29 г. Пензы, кандидат философских наук:
– Граждановедческие исследования представляет собой хорошую базу для принятия управленческих решений в образовательной организации. Вообще любая информация является полезной, если она идет от практики.
Николай Коваленко, заведующий центром гражданского воспитания Брянского института повышения квалификации работников образования:
– Если мы не будем работать с молодежью, то ни к чему хорошему не придем. Тем более наш уникальный регион: Брянская область граничит с четырьмя областями и двумя другими странами – Беларусью и Украиной. Многообразие влияний налицо.
– Наша школа – монолог, а дети хотят диалога.
– На помощь властей сильно уповать не стоит, хотя, конечно, всё меняется. А было время, когда я приходил в местный орган управления образованием и предлагал развивать гражданское образование, на что слышал удивительный ответ: \”А зачем? Гражданская оборона у нас и так есть!\”
Обратите внимание! Материалы конференции, в том числе презентации выступавших экспертов, можно скачать по ссылке.Фото Вадима Мелешко
Комментарии