Эксперты, вошедшие в рабочую группу по определению порядка мониторинга системы образования, не сумели договориться о единых критериях и составе информации. Согласно закону, принятому Госдумой в декабре прошлого года, органы исполнительной власти обязаны проводить публичный мониторинг образовательной системы – он должен содержать сведения о состоянии материальной базы и условиях соответствующей деятельности, учебных и внеучебных достижениях учащихся. Несмотря на то, что закон вступает в силу с 1 сентября этого года, точного перечня информации, подлежащей сбору, пока нет.
Как отметил директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Григорий Андрущак, на сегодняшний день главная задача состоит в том, чтобы «отфиксировать регламент сбора и закрепить перечь направлений, по которым мы будем собирать информацию». Эксперт добавил: «Мониторинг будет состоять из двух частей и включать как информацию о развитии системы образования в целом, так и ее отдельных субъектов».
В свою очередь, ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), председатель Комиссии по развитию образования РФ Ярослав Кузьминов сказал: «У нас есть существенные замечания к обсуждаемому порядку мониторинга. Зачем проводится мониторинг системы образования? Когда мы делаем мониторинг, мы не должны сводить его функции только к поддержке управленческих решений. Очевидно, что такого рода показатели должны собираться федеральным органом и выставляться на сайте Министерства образования и науки, чтобы можно было видеть динамику показателей и их соотношение между субъектами». Кузьминов добавил: «Мы должны в большей степени опираться на независимые инструменты измерения. Я считаю, что министерству имеет смысл заказать независимым организациям проведение мониторинга. Также, надо разработать перечень информации, которую должны размещать на сайтах школы и учреждения дополнительного образования. Никакой коммерческой тайны тут быть не должно. Нет никакого основания. Считаю, что в этой связи нужно внести редакцию в закон о статистике», — убежден ректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
Кроме того, члены рабочей группы подвергли критике намерения собирать информацию об участии молодежи в общественных движениях, неадекватность материальных критериев оценки и саму процедуру мониторинга. «Две статьи нового закона предусматривают максимальную открытость школ, нельзя ли унифицировать требования к сайтам школ — создать специальную программу. Можно ли считать «патриотическое воспитание» показателем успешности школы? Уже не актуально по числу используемых компьютеров оценивать школы», — указал директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. В рамках мониторинга он предлагает, кроме прочего, унифицировать требования к сайтам школ, чтобы обеспечить их открытость.
Свои предложения относительно процедуры и состава мониторинга члены рабочей группы должны представить на следующем заседании, которое состоится через две недели, сообщают в ОП. Президентское поручение (утвердить порядок проведения мониторинга) было дано правительству еще в январе. Глава государства попросил обратить особое внимание на обоснованность критериев оценки и обязательное обсуждение принципов и критериев с профессиональным и экспертным сообществом. Окончательное утверждение правил проведения мониторинга системы образования должно завершиться до 1 августа 2013 года.
По информации сайтов http://ria.ru и oprf.ru
Фото с сайта http://latelynews.org
Комментарии