search
main
0

Экспертиза

В Институте гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук всерьез задумались над проблемой санитарно-гигиенической экспертизы образовательных программ. Есть надежда, что в скором будущем появится, наконец, четкий механизм реализации требований СанПиНа. Приведем мнения специалистов института по этому вопросу.

Комментарий «УГ»Было бы несправедливо утверждать, что в новом СанПиНе не нашли отражение современные тенденции развития образования. Во-первых, сняты определенные барьеры на пути предпринимательской деятельности учебных заведений. Во-вторых, ужесточены требования к транспортному обслуживанию сельских школ. В-третьих, создан режим «наибольшего благоприятствования» для первоклассников с тем, чтобы период адаптации к условиям школы прошел для них безболезненно.Вместе с тем не достигнут консенсус между педагогами и медиками по ряду ключевых вопросов. Можно ли обойтись без шестидневной учебной недели в лицеях и гимназиях? Как старым школам подстраиваться под новые санитарные требования? Каким образом увязать ограничение наполняемости классов с нехваткой учителей в сельских школах? Какие именно программы и методики требуют санитарно-эпидемиологического заключения и где его получить?Мы очень надеемся, что авторы СанПиНа в ближайшем будущем ответят на поставленные вопросы, удовлетворив тем самым отнюдь не праздный интерес учителей и управленцев образования. Причем ответы должны быть исчерпывающими и, что самое главное, зарегистрированными в Минюсте.

Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены:

– Любые новые образовательные технологии следует оценивать прежде всего по реакции детей на них: повышается или снижается утомляемость, нервозность, заболеваемость. В том случае, если новая методика дает положительный результат по всем перечисленным параметрам, ее можно сертифицировать.

Приведу несколько примеров. В московских школах проводился эксперимент разноуровневого обучения. В чем суть метода? Класс разбивается на три группы: высокой, средней и низкой работоспособности. Каждой группе раздаются варианты заданий соответствующей степени сложности. Эксперимент показал: при такой форме обучения в два раза снижается утомляемость школьников. К тому же постепенно выравнивается успеваемость в классе: к концу учебного года происходит наполнение первой группы за счет второй и третьей.

Другой пример. В школах Сыктывкара занятия проводились в режиме повышенного двигательного компонента. Было увеличено число уроков физкультуры, проводились физкультминутки и т.д. Результат, надо сказать, оказался неоднозначным. Снизилось количество сердечно-сосудистых заболеваний среди школьников, однако показатели работоспособности не улучшились. Экспериментальный режим оказался перенасыщен двигательным компонентом. Пришлось отказаться от него.

Таким образом, эксперимент – основа экспертизы любых образовательных технологий.

Марина Степанова, зав.отделом обучения и воспитания детей и подростков:

– Из чего должна складываться гигиеническая экспертиза образовательных программ и педагогических технологий? Можно выделить несколько основных этапов.

На первом этапе соискатель санитарно-эпидемиологического заключения, то есть автор учебной программы, должен представить ее описание, а также результаты педагогической экспертизы: наличие грифа органов управления образованием (рекомендовано, одобрено, допущено) на пособия и учебники.

На втором этапе проводится гигиеническая экспертиза образовательного учреждения, в котором внедряется новая программа. Оцениваются учебный процесс: объем нагрузки, режим дня, успеваемость, а также параметры микроклимата учебных помещений (температура, освещенность, технические средства обучения).

На третьем, самом главном этапе экспертизы исследуется состояние здоровья школьников по следующим параметрам: динамика умственной работоспособности в течение учебного дня, функционирование сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, психоэмоциональное состояние, зрительная работоспособность. Характеристика состояния здоровья детей строится по результатам медицинских осмотров.

Заключительный этап экспертизы включает собственно оформление протокола о соответствии педагогической технологии гигиеническим требованиям, а также предложения по поводу того, как устранить обнаруженные недостатки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте