search
main
0

Экспертиза: уйти от пессимизма. «Открытое правительство» закончило работу над законом «Об образовании»

​Система общественной экспертизы законопроектов «Открытое правительство» опубликовала итоговый отчет по результатам общественной экспертизы законопроекта «Об образовании в Российской Федерации».На общественную экспертизу по главному закону сферы образования отводился месяц. Получено 166 авторских редакций базовых положений законопроекта.В начале работы проекта наибольшее внимание экспертов привлекли нормы, определяющие предмет регулирования закона. В ходе обсуждения данных положений экспертами были затронуты такие темы, как:- эффективность настоящего законопроекта в аспекте замещения действующих законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», возможные проблемы в данной области;- корректировка норм-дефиниций, в частности названий уровней образования;- спорные вопросы в области модернизации системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, зарубежный опыт формирования уровней программ профобразования;- участие общественности и работодателей в становлении системы образования.

Одним из наиболее дискуссионных явилось положение об институте профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Активное обсуждение вызвали также нормы, определяющие меры социальной поддержки обучающихся. В частности, обсуждались поэтапное повышение стипендий и их зависимость от МРОТ. Особое внимание экспертное сообщество уделило одному из самых острых вопросов сферы – зарплате педагога, аспектам определения ее в зависимости от квалификации педагога, результативности работы, почетных званий, государственных и ведомственных наград. Не остались без внимания и другие составляющие законопроекта – экспертами были предложены и проработаны редакции к большинству базовых положений. Основным выводом отчета о работе общественной экспертизы стала в целом положительная оценка законопроекта, но с оговоркой, что «пессимистическая точка зрения на современные реалии и изменения, последующие за принятием проекта», у некоторых экспертов присутствовала.По поступившим в ходе общественной экспертизы предложениям Минобрнауки РФ как разработчик законопроекта представило свою позицию.Наиболее популярными (получившими большее количество голосов «за») согласно рейтингу электронной системы «Открытое правительство» стали предложения экспертов, касающиеся прав обучающихся. Похоже, молодежь действительно поверила, что может влиять на законотворческую деятельность в удобной и знакомой для себя системе «мне нравится». И этот вывод как минимум точно не пессимистический.Некоторые из наиболее обсуждаемых предложений с комментариями Минобрнауки РФ мы представляем вашему вниманию.Авторская редакция (Темнов Эдуард, 10.06.2012)Ч. 4 ст. 37. Размер государственной стипендии Государственная стипендия выплачивается в пределах стипендиального фонда и в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выборным органом первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа) совместно со стипендиальной комиссией данной организации, в состав которой должны входить не менее двух третей представителей обучающихся. Размер государственной стипендии не может быть  менее минимального размера стипендии, установленного Правительством Российской Федерации.Мнение Министерства образования и науки РФВ базовой редакции данной нормы предусматривается учет мнения органов самоуправления образовательной организации, к которым в соответствии со статьей 26 законопроекта относятся советы обучающихся (студенческие советы), которые представляют интересы обучающихся в образовательной организации. При этом предлагаемая редакция вводит в законопроект новое понятие, которое требует дополнительного обоснования.Вместе с тем представляется, что базовая редакция этой нормы может быть дополнена положениями, предусматривающими учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся при установлении размера государственной стипендии.Также представляется, что вопросы, касающиеся порядка назначения стипендий, в том числе формирования стипендиальной комиссии, должны регулироваться на уровне подзаконных нормативных правовых актов.В этих целях частью 6 статьи 37 законопроекта определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению порядка назначения государственных стипендий.Авторская редакция  (Темнов Эдуард, 10.06.2012)Ч. 3 ст. 30.  Учет мнения коллегиального органа управления и органов самоуправления При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение коллегиального органа управления и представительных органов обучающихся (работников) и (или) их законных представителей.Мнение Министерства образования и науки РФВ базовой редакции данной нормы предусматривается учет мнения органов самоуправления образовательной организации, примерный перечень которых определен статьей 26 законопроекта. К ним, в частности, относятся советы обучающихся, родителей, педагогических работников, которые представляют их интересы в образовательной организации. Вместе с тем представляется, что базовая редакция этой нормы может быть дополнена положениями, предусматривающими учет мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций обучающихся и работников  при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права.Авторская редакция (Цветков Андрей, 04.06.2012)Ч. 2 ст. 34. Студенческий билет и зачетная книжка Студентам бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка по образцам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере образования.Мнение Министерства образования и науки РФПредложение о бесплатности для обучающихся студенческого билета и зачетной книжки поддерживается.Авторская редакция (Орлов Дмитрий, 08.06.2012)Ч. 1 ст. 16. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием защищенных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.Мнение Министерства образования и науки РФВ настоящее время активно развиваются открытые информационные образовательные ресурсы, используемые при реализации образовательных программ, в том числе посредством электронного обучения.С учетом этого предлагаемое экспертом ограничение представляется не вполне обоснованным.Авторская редакция  (Косогор Сергей, 01.06.2012)Ч. 1 ст. 65. Присмотр и уход за детьмиОбразовательная организация, реализующая образовательные программы дошкольного образования, обязана осуществлять присмотр и уход за детьми, включающий в себя организацию и обеспечение обучающихся питанием, их хозяйственно-бытовое обслуживание, а также организацию режима дня.Мнение Министерства образования и науки РФПредлагаемая редакция экспертов ограничивает права родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации, на выбор условий получения дошкольного образования и режима пребывания в образовательной организации.В настоящее время все более востребованным является получение дошкольного образования в группах краткосрочного пребывания. В этих случаях присмотр и уход за детьми осуществляют непосредственно  родители  (законные представители) детей.Авторская редакция (Темнов Эдуард, 10.06.2012)Ч. 1 ст. 42.  Меры по охране здоровья обучающихся Охрана здоровья обучающихся включает:1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан;2) определение оптимальной учебной, в том числе внеучебной, нагрузки, режима учебных занятий (занятий), продолжительности каникул;3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни;4) организацию оздоровления обучающихся, в том числе в санаториях-профилакториях и оздоровительных лагерях образовательных организаций; 5) профилактику и запрет курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ;6) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;7) профилактику несчастных случаев с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность;8) проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; 9) создание условий для занятий физической культурой и спортом. Организация охраны здоровья обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется учредителями этих организаций.Мнение Министерства образования и науки РФИсходя из предложения эксперта, если речь идет о структурных подразделениях образовательных организаций, вводимое уточнение избыточно.В случае если имеются в виду санатории-профилактории и оздоровительные лагеря как самостоятельные юридические лица, то их деятельность регулируется законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.При этом следует отметить, что в настоящее время не все образовательные организации  имеют такие структурные подразделения, поскольку их создание в структуре образовательных организаций не соответствует основным целям и видам деятельности образовательных организаций, ради которых они созданы.В рамках организации мероприятий по охране здоровья обучающихся большинство образовательных организаций пользуются услугами санаторно-курортных организаций, детско-юношеских оздоровительных организаций. Это обеспечивает возможность выбора различных организаций, предоставляющих услуги, наиболее соответствующие потребностям обучающихся.Комментарий (Гаврилюк Оксана, 15.06.2012)Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем федеральном законе  Необходимо в статье 2 законопроекта сформулировать понятие «профессиональный стандарт», а отсылки к ЕКТС заменить на ссылки на национальную рамку квалификаций (профессиональные стандарты). Обоснование: в Российской Федерации основой системы описания квалификаций рабочих на государственном уровне пока остается Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), содержащий тарифно-квалификационные характеристики по профессиям рабочих. Некоторые из них в связи с развитием производства, техники и технологий устарели. Поэтому для реализации государственной политики инновационного развития экономики и обеспечения ее конкурентоспособными кадрами, особенно в условиях присоединения России к ВТО, Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ разработали не только нормативно-методическое обеспечение создания профессиональных стандартов, но и около 40 профессиональных стандартов по рабочим профессиям, получивших статус национальных профессиональных стандартов. Поскольку в проекте федерального закона разработчики по-прежнему ссылаются на квалификационные характеристики профессий, которые в ближайшей перспективе будут отменены, по мнению ТПП РФ и ее профильных комитетов, текст статьи 2 законопроекта нуждается в дополнительной корректировке.Мнение Министерства образования и науки РФВ настоящее время в законодательстве Российской Федерации преимущественно используется термин «квалификационные характеристики».Термин «профессиональные стандарты» планируется в ближайшее время внести в Трудовой кодекс Российской Федерации. Соответствующий законопроект подготовлен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Нормы данного законопроекта включены Минобрнауки России в проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».Одновременно с этим ведется разработка  национальной рамки квалификации и профессиональных квалификаций. Учитывая длительность процесса перехода на профессиональные стандарты, принято решение об использовании в законопроекте как понятия «квалификационные требования», так и «профессиональные стандарты».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте