search
main
0

Экспериментировать – на мужчинах? На то им и дано логическое мышление

Мужчина для женщины всегда оставался загадочным, непонятым и непознанным существом, суть которого она стремится постичь. Две половины человечества не в состоянии обойтись друг без друга и тем не менее постоянно ощущают себя в состоянии войны. Бывают моменты, когда женщине необходимо почувствовать то же, что чувствует мужчина, узнать, о чем он думает, разрешить эту тайну. Может быть, это заблуждение, что женщина никогда не сможет постичь мужскую душу, и наоборот? Все мы люди, и наши проблемы очень похожи. Но в чем особенность мужчин и мужской психологии? Чтобы попытаться найти ответы на эти вопросы, мы обратились к Сергею Дерябо, доктору психологических наук, заведующему кафедрой психологии Московского педагогического областного университета, лауреату премии правительства в области образования.

– Сергей Дмитриевич, как по-вашему, существуют ли вообще мужская и женская психология?

– Прежде всего следует определиться с понятиями. Есть мужская психология и есть психология мужчин. Это не синонимы. Те, кто по своему биологическому полу являются мужчинами, могут иметь как мужскую, так и женскую психологию, и наоборот. Известный пример – Маргарет Тэтчер, «железная леди», женщина с безусловно мужской психологией.

В каждом человеке присутствуют два начала – мужское и женское. Карл Густав Юнг обозначал эти начала в человеке как заложенные в сознании архетипы – анима и анимус, душа и дух. Анима выражает бессознательный образ женщины, а анимус – образ мужчины. Анима и анимус развиваются параллельно в каждом человеке, и от преобладания одного или другого зависит, какая психология у человека – мужская или женская. Если раньше женское и мужское начала рассматривались как противоположности – возможность преобладания в человеке или мужского, или женского начала, то сейчас распространена иная точка зрения. В западной цивилизации женщины все больше приобретают мужские черты, а мужчины – женские. Таким образом, человек приближается к образу древнегреческого Андрогина – мифического сверхчеловека, в котором соединены мужское и женское начала, который одновременно и мужчина, и женщина. Другая, худшая, тенденция развития современного общества – потеря мужчинами мужского и женского женщинами. Гармоничное развитие – когда при сохранении своих естественных особенностей мужчина приобретает еще и женские качества и черты. Тогда появляется возможность взаимопонимания с женщиной.

– Психологические различия между мужчинами и женщинами являются врожденными или зависят от воспитания?

– Люди рождаются с этими особенностями. У понятия пола существует множество уровней, начиная с физических – хромосомного, анатомического, и заканчивая гражданским, педагогическим, социальным, психологическим. Все эти уровни, часть из которых заложена генетически, часть социально, формируют в целом пол человека. Можно ввести еще такое понятие, как духовный пол, отражающий мужскую или женскую сущность человека – то, что в китайской философии называли Инь и Ян, юнговские Анима и Анимус. Это не передается с генами, и это не то, что человек приобретает в социальной жизни. С этим человек приходит в мир. Это дух, который пола не имеет, но в этой реальности приобретает определенную форму, коль скоро мужское и женское в этом мире существует.

– Как можно с точки зрения природы и эволюции объяснить эти различия – почему возникла такая потребность?

– По этому вопросу существует несколько теорий. Одна теория предполагает, что мужская часть вида создана для биологического эволюционного эксперимента. Все новые функции, органы и способности появляются сначала у мужчин, затем, если они оказываются полезными и необходимыми, переходят и к женщинам. Один из примеров такой «экспериментальной» новой функции – появление слова и рационального мышления. Этим объясняется то, что сознание мужчин более структурировано и логично, тогда как у женщин преобладает эмоциональное и интуитивное, более древнее мышление.

Согласно другой теории, задача человека с точки зрения теории эволюции – как можно больше обеспеченных генов в будущем поколении. Любое живое существо стремится к продолжению рода, к тому, чтобы генов было как можно больше и чтобы потомство было обеспечено всем необходимым. Соответственно мужчина и женщина выполняют две части этой задачи. Мужчина заботится о том, чтобы потомков было как можно больше, а женщина – чтобы они были обеспечены. Этим можно объяснить склонность к донжуанству у мужчин, и этим же объясняется склонность женщин выбирать хорошо обеспеченных спутников. Таким образом, главное противопоставление и разделение: есть люди, склонные к экспансии, к захвату нового (нового мамонта, новой территории, новой должности, новой женщины), а есть люди с противоположной тенденцией, склонные не столько захватывать, сколько обустраивать уже имеющиеся в наличии материи. Стремление к экспансии и стремление к обустройству, с моей точки зрения, – одно из важнейших различий между мужским и женским началом. Есть высказывание: «Мужчина захватывает Вселенную, а женщина делает ее пригодной для жизни». Пол не играет здесь роли: если человек мужского пола стремится к обустройству – это означает, что у него женская психология.

– Какие существуют негативные стереотипы в восприятии мужчин?

– Ошибочных представлений и стереотипов, от которых, похоже, невозможно избавиться, масса. Мальчикам запрещают плакать, их заставляют быть сильными в любой ситуации, поэтому они и живут на пятнадцать лет меньше женщин, которые имеют возможность выплескивать эмоции и снимать стрессы. Известно, что если эмоцию не выразить никаким образом, она влияет на тело, начинает разрушать его. Есть житейское наблюдение, подтвержденное телесно ориентированной психотерапией, что у мужчин с годами постоянно увеличивается размер воротника рубашки. Причина в том, что переживание ответственности и невозможность ее переложить на кого-нибудь другого откладываются на шее, шейные мышцы находятся в постоянном напряжении и начинают пухнуть. Стереотип «мужчины не плачут» очень вреден. Кроме того, что это портит здоровье, есть и психологический отголосок. Не умея плакать сам, мужчина не может понять другого человека, который плачет. У него нет такого опыта, соответственно он не знает, как себя вести в подобной ситуации. Очень часто мужчины испытывают ярость, когда видят женские слезы. Ощущение беспомощности и дезориентации: надо помочь, а как помочь, неизвестно. Появляется злость на женщину, которая поставила мужчину в ситуацию, в которой он полностью растерян и не знает, что делать.

Еще один стереотип – запрет на прикосновения, объятия, нежность. Известно, что любому живому существу необходим физический контакт с другими живыми существами. Эксперименты на животных показали, что, если детеныш не получает родительской ласки, он плохо развивается. С людьми происходит то же самое – если ребенок брошен и растет без родительского тепла, у него впоследствии появляется масса психологических проблем. Но физический контакт важен человеку не только в детском возрасте, он нужен постоянно. Поскольку существует это социальное табу – мужчины не должны прикасаться друг к другу и к женщине (последнее всегда подразумевает сексуальный подтекст), – у них возникают проблемы. Существует сфера жизни, где мужчины могут компенсировать этот недостаток – спортивные игры. Обратите внимание, спортсмены всегда обнимаются, поддерживают друг друга. Любопытно, что подобный стереотип несвойственен странам Востока, он существует только в западной цивилизации.

Стереотип «мужчина должен быть всегда сильным». Ни один человек не может быть сильным всегда, у каждого человека есть потребность хоть иногда быть слабым, беззащитным, ведомым. Попытки найти баланс бывают разными. Один из примеров: мужчина, на работе ответственный суровый начальник, дома становится подкаблучником, находится в абсолютном подчинении у жены. Если нет возможности компенсировать недостаток этой потребности, у мужчин появляются патологические отклонения, которые сразу же проявляются в сексуальной сфере.

– Какое влияние оказывают на общество те образы мужчин, которые навязываются СМИ и рекламой?

– Средства массовой информации очень многочисленны и разнообразны, и нет однозначного образа, который они пропагандируют. Гораздо более важную роль выполняет реклама, особенно телевизионная. Несколько лет существовала тенденция (сейчас она постепенно уходит), когда самыми привлекательными образами в рекламных роликах были животные, потом дети, женщины и самыми последними в этом ряду стояли мужчины. Исключение составляет реклама пива, которую снимают для потребителей-мужчин. Очень редко показывают детей с отцами и вообще семейных мужчин. Создается ощущение, что реклама отрицает семейные ценности. Что касается красивых мужчин-моделей, идеалов, задействованных в определенных видах рекламы, их нельзя встретить в реальной жизни. И девушка, которая ориентируется на такой идеальный несуществующий образ, не может найти себе пару.

– Как можно охарактеризовать поведение мужчин в современном российском обществе?

– Современные россияне соединяют в себе черты русского и советского менталитета, этим определяется и психология российских мужчин. Большую роль в ее формировании сыграла Великая Отечественная война. Отрицательно сказалось и то, что советская социальная система не позволяла мужчине заработать достаточно, чтобы обеспечивать и содержать семью. В такой ситуации женщина была вынуждена идти на работу и зарабатывать деньги наравне с мужчиной. Это оборачивалось потерей мужской идентичности и подрывало основу мужского самосознания, в котором было закреплено, что дело мужчины – работать и приносить деньги, а дело женщины – дом, дети и забота о муже. Новое поколение (нынешние 20-30-летние) выросло в обстановке, когда женщина уже фактически стала главой семьи. Эти молодые люди в большинстве своем не видели образца семьи, в которой мужчина играет доминирующую роль. Откуда же взяться мужскому началу?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте