О развитии предметно-пространственной среды говорят уже много лет. И каждый раз педагоги находят все новые решения, делая ее более доступной, увлекательной и полезной для детей. В корпусе «Золотой ключик» школы №2109 трансформируемая вариативно-мобильная среда создана.
У детей появилось больше возможностей для взаимодействия с предметами вокруг при игровой и обучающей деятельности. Развивающим эффектом обладают не только объекты в группе, но и сама детская деятельность, организуемая самостоятельно детьми или взрослыми. Именно благодаря этому факту организованное пространство несет в себе еще большую эффективность, так как за счет улучшения различных зон мы предоставляем больше возможностей для развития детей.
Мы заменили старую мебель, которая не позволяла детям самостоятельно формировать игровую зону. Теперь в группах высота мебели соответствует росту ребенка, что позволяет иметь доступ к предметам с любой точки. Это помогло детям организовать, смоделировать свою игровую зону и деятельность самостоятельно. Такое решение значительно расширяет возможности детей для взаимодействия с пространством.
Красочно расписанные стены в различной тематике помогают влиять на развитие ребенка. Они становятся неотъемлемой частью организации игрового и обучающего пространства. Используя разные тематические рисунки, мы вновь и вновь можем изменять направление и задумку игры, обучения. Так, дети могут побывать в пещере, в пустыне, отправиться на Камчатку изучать вулканы и гейзеры или оказаться в стране знаний. Пространство группы все время трансформируется и меняется в зависимости от сюжета. Также за счет мебели на колесиках менять ее могут не только взрослые, но и дети.
Отказались мы и от размещения кроватей в спальной зоне. Они были заменены на подиумы. Это позволило получить дополнительное пространство для использования в дневное и вечернее время. В спальную зону перенесли экспериментариум, театр, сделав ее тем самым активно-подвижной. Подиум является сценой для импровизации, трибуной для болельщиков. Благодаря таким условиям детям удалось организовать цирковое представление, а затем успешно выступить перед ребятами нашего комплекса. Также были проведены работы в самой загруженной и тесной зоне – раздевалке.
Первое, что было предпринято, – это использование открытых индивидуальных ячеек для хранения одежды. Благодаря этому верхняя одежда и обувь стали просыхать и проветриваться естественным путем. За счет открытой зоны дети стали более аккуратно складывать свою одежду. Также мы отказались от банкеток. В освободившемся пространстве удалось установить стенд для размещения детского творчества. Все это позволило значительно освободить зону раздевалок и максимально усовершенствовать пространство, также сделав его более безопасным, так как дети перестали толкаться и задевать дверцы.
Таким образом, мы заметили, что абсолютно все проведенные работы динамично повлияли на создание и улучшение организации игрового и неигрового пространства для детей. А также позволили им проявить свою фантазию и адаптивность.
Мобильность и динамичность новых зон позволяют детям легко проживать события в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладеть общением и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Первостепенной задачей педагогического коллектива является создание такой предметно-развивающей среды, которая должна вовлекать детей в образовательный процесс и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
Наталия МЕЛЬНИК, Екатерина БАРДАКОВА, Светлана ПЕТРОВА, воспитатели школы №2109
Комментарии