Я часто вспоминаю свое детство, глядя на современных малышей. Внешне они очень отличаются от советских детей. Обеспеченные новейшими играми и заграничными игрушками, они сейчас с большими запросами. Получается, что родители покупают себе свободу, увеличивая арсенал «крутых» игрушек не для игр, потому что играть-то ими нельзя, и, быстро надоев, они складируются в квартире. Дети недовольны снова, плачут и раздражаются, а родители вновь теряются в догадках: «Чего ему не хватает? Иди играй. Смотри, сколько всего. У меня в детстве такого не было!». Однако есть семьи, которые понимают, что малышу нужно общение, а лучше семейное.
Вспомните, как радуются дети поездкам за город – на дачу, в лес, к реке или морю. Наши дети с детства влюблены в природу, природа не дает нам скучать, постоянно задает загадки, удивляет и притягивает. После таких походов у малышей уйма вопросов. Честно говоря, даже с высшим педагогическим образованием и большим опытом работы не всегда сразу нахожу ответ. Приходится заниматься поисками в литературе либо в Интернете. К своим поискам дети начали подключаться сами – листали журналы и книги, подбирали самые удивительные фотографии, а мы читали им статьи и отрывки из произведений различных авторов. Так собралось множество разных интересных историй о природе. В детском саду Сафия, моя младшая дочь, сама рассказывала о самых интересных открытиях. Многие ее друзья со своими семьями по нашему примеру стали исследователями.
Работая старшим воспитателем детского сада, замечаешь, что дети к 6 годам становятся просто фанатами новых идей. Им очень нравятся разные необычные решения. Одним из таких решений стал проект «Цветочный мир».
Лето позапрошлого года в Москве было теплое и сырое. На прогулке воспитатель всегда рассказывает что-то интересное детям. Как же нравятся ребятам такие минутки бесед в природе! Воспитатель Вероника Назарова, человек знающий и любящий природу, а особенно насекомых, беседовала с детьми. Кто-то произнес: «А я не видел пчелок в нашем детском саду». Все дети оживились и начали вспоминать, кто и когда вообще видел пчел. Эти рассказы продолжались и после дневного сна. Стало понятно, что вопрос о пчелах многих детей волнует, и на вечерней прогулке беседа продолжилась: «Где живут пчелы? Без чего они не могут прожить? Какая польза от пчел?».
Наутро следующего дня уже некоторые родители с улыбкой общались в приемной группы и предлагали план поиска информации для детей: сходить на экскурсию на ВВЦ, на ярмарку в Манеж, а кто-то – принести улей в детский сад, пусть посмотрят. После разных походов дети решили высадить особо пахнущие, «пчелиные» цветы, оформить их в клумбу. Заведующая детским садом Марина Калкаманова с радостью поддержала детский порыв души. Активность родителей невозможно описать в несколько строк. Под напором своих чад они перелопатили гору энциклопедий в поисках медоносов и не забыли проконсультироваться в Роспотребнадзоре о безопасности цветущих растений. К концу недели был нарисован план высадки клумбы, а в субботний день дети с родителями высадили рассаду. Вместе с растущими цветами росли и познания детей. В ответ на их любящий взгляд цветы быстро распускались. Дети радовались результату своего труда, нарисовали экологическую газету «Прикоснись к природе сердцем!» и провели праздник цветов.
Прошел месяц, а пчел не было. «Почему пчелы не прилетают? Им не нравится наша клумба? Цветочки так вкусно пахнут!» – интересовались ребята. Наступила пауза в раздумьях: «Что же все-таки не так?» Это сейчас называется рефлексией. Прозвучало много объяснений:
– Дома пчел далеко, и они просто не долетают.
– Пчела в полете не может подняться высоко, а у нас такое движение машин, особенно днем, их они сбивают.
– А еще транспорт в городе громкий, может маленьких пчел оглушить или напугать.
– И вообще, пчелы любят чистый воздух.
Оказалось, что дети очень многое поняли. А мы, взрослые, смогли донести самое важное – идею связей жизни, того, как живая природа зависима от человеческого прогресса.
Разнообразен и богат мир вещей вокруг нас. Многие предметы служат нам многие годы, а есть такие, которые становятся ненужными. Это бросовый материал. Но и такие вещи могут приобрести вторую жизнь. Надо только немного пофантазировать. Организацией такой работы в детском саду занимается Евгения Волкова. Она не только учит детей работать с бросовыми предметами, но и раскрывает творческие способности детей. Веселые эксперименты с пищевыми упаковками и природным материалом заканчиваются оригинальными поделками или сувенирами к праздникам.
Забросал осенней листвой дорожки октябрь, а ноябрьский ветер сорвал последние листья. Грустно детям смотреть сегодня в окно. Захотели они оставить частичку золотой осени, чтобы долгими зимними вечерами любоваться на разноцветье этой поры. «Давайте оформим осенний уголок в лаборатории», – предложили ребята. После выходных у детей было много предложений. Малышам помогали мамы и папы. Родители постарались сделать пробные рисунки – эскизы. Собравшись вечером, Евгения Сергеевна с детьми долго обсуждали материал, из которого будет сделана модель осени. Здесь тучкой послужил запутанный комок ниток, который уже дома бабушка не смогла распутать. Дождевыми капельками стали камушки от сломанной маминой заколки. Листья придумал папа, принеся с работы остатки мебельной обшивки. Все вместе дети придумали рамку из старого обруча. Такая работа сблизила всех. На торжественную защиту проекта «Осенний мобиль» дети пришли со стихами и песнями. Сегодня это часть дизайна «Центра науки», а дети готовят портрет зимы, чтобы радостно ее встретить.
Татьяна МОЛОДЧАЯ, старший воспитатель ЦРР – детского сада №1958
Комментарии