search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Челябинске отменили уроки в школах
0

Эксперимент запущен. Новая система оплаты труда породила новый принцип аттестации

В Псковской области новая система оплаты труда учителей введена с 1 сентября 2007 года. Тогда на НСОТ перешли все 100 процентов муниципальных общеобразовательных школ региона. Больше года прошло с тех пор, и за это время псковские педагоги уже успели ощутить разницу между «старыми» своими зарплатами и новыми…

Заработная плата педагогических работников в прошлом году выросла на 63,8 процента, – говорит начальник государственного Управления образования Псковской области Вера Васильевна ЕМЕЛЬЯНОВА. – Это огромный рост. Если в 2006 году в среднем зарплата наших учителей составляла 5,4 тысячи рублей, то сейчас – 10,5 тысячи. Замечу, что она дифференцирована для разных групп педагогов и руководителей в зависимости от количества и качества их труда. До 15 процентов повысилась зарплата у 31 процента педагогов, от 15 до 25 – у 18 процентов педагогов, от 25 до 50 – у 37 процентов педагогов, свыше 50 – у 14 процентов педагогов. Существенно повысилась заработная плата руководителей образовательных учреждений: она возросла от 15 до 100 процентов у 41 процента директоров, у остальных – свыше 100 процентов.

– Вера Васильевна, за счет чего произошло повышение?

– Мы отказались от Единой тарифной сетки. Ввели базовую единицу, отдельно для педагогических работников и руководителей учреждений. Ее размер ежегодно пересматривается. В целом изменение структуры заработной платы произошло именно в сторону увеличения ее основной, базовой части. При этом были установлены повышающие коэффициенты к базовому окладу – они зависят от стажа, квалификации работника, специфики работы, выполнения дополнительных видов работ, условий труда, а для руководителей образовательных учреждений и их заместителей – от масштаба и уровня управления. Увеличилась доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда, распределяемых в зависимости от качественных показателей труда работников.

В число объемных показателей по определению группы по оплате труда руководителей учреждений и их заместителей включены только количественные показатели учреждения, а именно:

– число учеников (0,1 балла за каждого ученика);

– число дошкольников, получающих услуги дошкольного образования на базе общеобразовательного учреждения (0,1 балла за каждого ребенка);

– число учеников, приходящихся на 1 учителя (5 баллов за каждых 10 учеников на 1 учителя).

Молодым специалистам, окончившим учреждения высшего или среднего профессионального образования, с первого дня работы устанавливается повышающий коэффициент стажа 0,2.

Схема формирования фонда оплаты труда выглядит так:

ФОТ = основная часть + дополнительная часть

Основная часть – должностной оклад работника

До = Бе х Бк х (1 + Кст + Ккв + Ксп + Кут + Купр), где

До – должностной оклад;

Бе – базовая единица;

Бк – базовый коэффициент.

Повышающие коэффициенты.

Кст – коэффициент стажа педагогической работы;

Ккв – коэффициент квалификации (за наличие почетных званий Российской Федерации, ученых степеней, квалификационных категорий);

Ксп – коэффициент специфики работы (отражает специфику системы образования и особенности деятельности общеобразовательных учреждений);

Кут – коэффициент условий труда (за неблагоприятные условия труда и работу в сельской местности);

Купр – коэффициент масштаба и уровня управления.

Дополнительная часть составляет 25 процентов от основной и состоит из обязательных компенсирующих и стимулирующих выплат.

– Любое нововведение имеет и сторонников, и противников. Как псковские учителя отнеслись к НСОТ?

– Новая система оплаты труда широко обсуждалась на региональном, муниципальном и школьном уровнях. В области ведется мониторинг удовлетворенности педагогических работников новыми условиями оплаты труда и распределением стимулирующих выплат.

По данным мониторинга, переход на НСОТ педагоги в целом оценивают положительно и связывают свою оценку с ростом заработной платы. Лишь в двух муниципальных образованиях из 26 произошел средний рост заработной платы ниже 15 процентов, в 19 районах – от 15 до 50 процентов, в 5 – от 51 до 81 процента. Эксперимент воспринят положительно во многом благодаря тому, что распределение стимулирующих выплат – процесс прозрачный, в нем участвуют органы общественного управления и профсоюзные организации образовательных учреждений.

В ходе мониторинга педагоги внесли более 100 предложений об усовершенствовании НСОТ. Они были учтены при разработке Примерного положения о порядке распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам и руководителям общеобразовательных учреждений.

– Вера Васильевна, как связан новый принцип оплаты труда с системой аттестации педработников?

– Аттестация педагогических и руководящих кадров в последние годы показывала свою низкую результативность – не только в Псковской области, во всей стране! Часто процедуры и формы аттестации были формальными и неэффективными. Выросла доля учителей и руководителей, имеющих категорийные разряды, однако динамика показателей не всегда была связана с реальным качеством работы.

В связи с введением новой системы оплаты труда мы почувствовали необходимость разработки новых подходов к аттестации педагогических работников. Так появилось «Положение о процедурах и формах аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений Псковской области». В основе новой системы аттестации лежат компетентностный подход к оценке работы конкретного педагога и мониторинг знаний его учеников. Это должно повлечь за собой более глубокую дифференциацию педагогов по пяти аттестационным категориям и стимулирование молодых специалистов.

Процедура аттестации включает два этапа: квалиметрический мониторинг академических успехов школьников и аттестационную экспертизу.

Региональный квалиметрический мониторинг (РКМ) объективно оценивает академические достижения учеников при помощи стандартизированных тестов и средств ИКТ. Поскольку учителя знают, что при оценке используются единые тестовые задания, это исключает конфликты. Результаты тестов оцениваются по 100-балльной шкале информационным центром оценки качества образования и областным центром информационных технологий.

Параллельно проводится аттестационная экспертиза. При этом педагог представляет портфолио своих достижений.

Основными критериями аттестационной оценки учителя являются:

– индивидуальные достижения учеников;

– результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;

– результаты внеклассной работы;

– обобщение и распространение педагогического опыта;

– оценка личностной и профессиональной компетентности педагога.

По каждому критерию разработана система показателей. В помощь районным и городским экспертным комиссиям подготовлены методические материалы по оцениванию урока или воспитательного мероприятия по 60-балльной шкале. Главная аттестационная комиссия выносит соответствующее решение.

Первые результаты нашего эксперимента по новой системе аттестации доказали то, о чем я уже говорила, – несоответствие реального уровня квалификации учителей имеющимся категориям! Понижение категорий показали более 30 процентов учителей, причем 11 процентов педагогов продемонстрировали понижение сразу на 2-3 категории. У 3,2 процента учителей, имеющих высшую категорию, более половины класса не справились с заданиями, соответствующими минимальным требованиям учебных программ. При этом примечательно, что наивысшие результаты по итогам аттестации показывали молодые учителя, стаж работы которых – от 3 до 8 лет!

Чтобы введение новой технологии аттестации было безболезненным для педагогов, было решено в апреле 2008 года апробировать ее на добровольной основе в 35 базовых школах по 4 предметам учебного плана основной школы, а в ноябре – в третьих классах по русскому языку и математике во всех школах области.

Учителя, прошедшие мониторинги аттестационной экспертизы в новом формате, получили возможность улучшить свой категорийный разряд. В результате 18,8 процента педагогов получили пятую, наивысшую, категорию оплаты труда, что привело к увеличению их заработной платы в 2,5 раза. При этом около 5 процентов из них повысили квалификацию сразу на 2-3 разряда.

Тем учителям, кто, напротив, показал в ходе апробации новой модели аттестационной экспертизы ухудшение результатов, пока сохранены их прежние категорийные разряды. Но это сигнал для педагогов, чтобы они задумались о качестве своей работы и предприняли шаги для его улучшения. Таким образом, новая система аттестации становится реальным инструментом управления качеством образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте