search
main
0

Эксперимент запущен. Новая система оплаты труда породила новый принцип аттестации

В Псковской области новая система оплаты труда учителей введена с 1 сентября 2007 года. Тогда на НСОТ перешли все 100 процентов муниципальных общеобразовательных школ региона. Больше года прошло с тех пор, и за это время псковские педагоги уже успели ощутить разницу между «старыми» своими зарплатами и новыми…

Заработная плата педагогических работников в прошлом году выросла на 63,8 процента, – говорит начальник государственного Управления образования Псковской области Вера Васильевна ЕМЕЛЬЯНОВА. – Это огромный рост. Если в 2006 году в среднем зарплата наших учителей составляла 5,4 тысячи рублей, то сейчас – 10,5 тысячи. Замечу, что она дифференцирована для разных групп педагогов и руководителей в зависимости от количества и качества их труда. До 15 процентов повысилась зарплата у 31 процента педагогов, от 15 до 25 – у 18 процентов педагогов, от 25 до 50 – у 37 процентов педагогов, свыше 50 – у 14 процентов педагогов. Существенно повысилась заработная плата руководителей образовательных учреждений: она возросла от 15 до 100 процентов у 41 процента директоров, у остальных – свыше 100 процентов.

– Вера Васильевна, за счет чего произошло повышение?

– Мы отказались от Единой тарифной сетки. Ввели базовую единицу, отдельно для педагогических работников и руководителей учреждений. Ее размер ежегодно пересматривается. В целом изменение структуры заработной платы произошло именно в сторону увеличения ее основной, базовой части. При этом были установлены повышающие коэффициенты к базовому окладу – они зависят от стажа, квалификации работника, специфики работы, выполнения дополнительных видов работ, условий труда, а для руководителей образовательных учреждений и их заместителей – от масштаба и уровня управления. Увеличилась доля стимулирующих выплат в общем фонде оплаты труда, распределяемых в зависимости от качественных показателей труда работников.

В число объемных показателей по определению группы по оплате труда руководителей учреждений и их заместителей включены только количественные показатели учреждения, а именно:

– число учеников (0,1 балла за каждого ученика);

– число дошкольников, получающих услуги дошкольного образования на базе общеобразовательного учреждения (0,1 балла за каждого ребенка);

– число учеников, приходящихся на 1 учителя (5 баллов за каждых 10 учеников на 1 учителя).

Молодым специалистам, окончившим учреждения высшего или среднего профессионального образования, с первого дня работы устанавливается повышающий коэффициент стажа 0,2.

Схема формирования фонда оплаты труда выглядит так:

ФОТ = основная часть + дополнительная часть

Основная часть – должностной оклад работника

До = Бе х Бк х (1 + Кст + Ккв + Ксп + Кут + Купр), где

До – должностной оклад;

Бе – базовая единица;

Бк – базовый коэффициент.

Повышающие коэффициенты.

Кст – коэффициент стажа педагогической работы;

Ккв – коэффициент квалификации (за наличие почетных званий Российской Федерации, ученых степеней, квалификационных категорий);

Ксп – коэффициент специфики работы (отражает специфику системы образования и особенности деятельности общеобразовательных учреждений);

Кут – коэффициент условий труда (за неблагоприятные условия труда и работу в сельской местности);

Купр – коэффициент масштаба и уровня управления.

Дополнительная часть составляет 25 процентов от основной и состоит из обязательных компенсирующих и стимулирующих выплат.

– Любое нововведение имеет и сторонников, и противников. Как псковские учителя отнеслись к НСОТ?

– Новая система оплаты труда широко обсуждалась на региональном, муниципальном и школьном уровнях. В области ведется мониторинг удовлетворенности педагогических работников новыми условиями оплаты труда и распределением стимулирующих выплат.

По данным мониторинга, переход на НСОТ педагоги в целом оценивают положительно и связывают свою оценку с ростом заработной платы. Лишь в двух муниципальных образованиях из 26 произошел средний рост заработной платы ниже 15 процентов, в 19 районах – от 15 до 50 процентов, в 5 – от 51 до 81 процента. Эксперимент воспринят положительно во многом благодаря тому, что распределение стимулирующих выплат – процесс прозрачный, в нем участвуют органы общественного управления и профсоюзные организации образовательных учреждений.

В ходе мониторинга педагоги внесли более 100 предложений об усовершенствовании НСОТ. Они были учтены при разработке Примерного положения о порядке распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам и руководителям общеобразовательных учреждений.

– Вера Васильевна, как связан новый принцип оплаты труда с системой аттестации педработников?

– Аттестация педагогических и руководящих кадров в последние годы показывала свою низкую результативность – не только в Псковской области, во всей стране! Часто процедуры и формы аттестации были формальными и неэффективными. Выросла доля учителей и руководителей, имеющих категорийные разряды, однако динамика показателей не всегда была связана с реальным качеством работы.

В связи с введением новой системы оплаты труда мы почувствовали необходимость разработки новых подходов к аттестации педагогических работников. Так появилось «Положение о процедурах и формах аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений Псковской области». В основе новой системы аттестации лежат компетентностный подход к оценке работы конкретного педагога и мониторинг знаний его учеников. Это должно повлечь за собой более глубокую дифференциацию педагогов по пяти аттестационным категориям и стимулирование молодых специалистов.

Процедура аттестации включает два этапа: квалиметрический мониторинг академических успехов школьников и аттестационную экспертизу.

Региональный квалиметрический мониторинг (РКМ) объективно оценивает академические достижения учеников при помощи стандартизированных тестов и средств ИКТ. Поскольку учителя знают, что при оценке используются единые тестовые задания, это исключает конфликты. Результаты тестов оцениваются по 100-балльной шкале информационным центром оценки качества образования и областным центром информационных технологий.

Параллельно проводится аттестационная экспертиза. При этом педагог представляет портфолио своих достижений.

Основными критериями аттестационной оценки учителя являются:

– индивидуальные достижения учеников;

– результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;

– результаты внеклассной работы;

– обобщение и распространение педагогического опыта;

– оценка личностной и профессиональной компетентности педагога.

По каждому критерию разработана система показателей. В помощь районным и городским экспертным комиссиям подготовлены методические материалы по оцениванию урока или воспитательного мероприятия по 60-балльной шкале. Главная аттестационная комиссия выносит соответствующее решение.

Первые результаты нашего эксперимента по новой системе аттестации доказали то, о чем я уже говорила, – несоответствие реального уровня квалификации учителей имеющимся категориям! Понижение категорий показали более 30 процентов учителей, причем 11 процентов педагогов продемонстрировали понижение сразу на 2-3 категории. У 3,2 процента учителей, имеющих высшую категорию, более половины класса не справились с заданиями, соответствующими минимальным требованиям учебных программ. При этом примечательно, что наивысшие результаты по итогам аттестации показывали молодые учителя, стаж работы которых – от 3 до 8 лет!

Чтобы введение новой технологии аттестации было безболезненным для педагогов, было решено в апреле 2008 года апробировать ее на добровольной основе в 35 базовых школах по 4 предметам учебного плана основной школы, а в ноябре – в третьих классах по русскому языку и математике во всех школах области.

Учителя, прошедшие мониторинги аттестационной экспертизы в новом формате, получили возможность улучшить свой категорийный разряд. В результате 18,8 процента педагогов получили пятую, наивысшую, категорию оплаты труда, что привело к увеличению их заработной платы в 2,5 раза. При этом около 5 процентов из них повысили квалификацию сразу на 2-3 разряда.

Тем учителям, кто, напротив, показал в ходе апробации новой модели аттестационной экспертизы ухудшение результатов, пока сохранены их прежние категорийные разряды. Но это сигнал для педагогов, чтобы они задумались о качестве своей работы и предприняли шаги для его улучшения. Таким образом, новая система аттестации становится реальным инструментом управления качеством образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте