search
main
0

Эксперимент ведут ученики

Образовательная философия Института новых технологий – исследование, конструирование. Ребята не получают готовые истины, а сами открывают их. Они, как ученые, ведут эксперимент, выдвигают гипотезы, проверяют их и в конце концов достигают истины. Это очень естественная модель человеческой деятельности, мышления, коммуникации. На ее основе можно строить образование. С другой стороны, новые информационные технологии, в которых особенно специализируется ИНТ, дают существенно больший простор для деятельности такого рода. Они освобождают человека от различных рутинных занятий, оставляя ему больше времени и сил для самостоятельных открытий.

Учебный процесс при таком подходе строится на выполнении так называемых проектов. Имеется понятная, осмысленная, интересная для ученика цель. В ходе ее достижения он осваивает различные фрагменты человеческой культуры.

“Проект “Клавиатор”

Авторы Е.Кабаков, школа N57, А.Муранов, А.Ездов, УВК N 1811.

Клавиатурный тренажер, переходящий в текстовый редактор, позволяет ребенку рутинный процесс освоения клавиатуры наполнить содержанием, значимым именно для него. Это может быть рассказ его бабушки, письмо другу, интервью для школьной газеты. Работая над текстом, который первоначально может быть просто записан на аудиокассету, ученик выполняет с ним ряд упражнений-преобразований. В ходе этой работы становятся необходимыми и приобретаются навыки работы с клавиатурой. Даже механические навыки при наличии мотивации осваиваются быстрее.

Идея проекта – это соединение достижимой, интересной, важной, но, может быть, в данный момент не четко определенной для ученика цели и самостоятельного творческого пути в направлении этой цели. Причем это не связано непосредственно с компьютерными технологиями. Просто они позволяют более легко и органично достигать исследовательского, творческого подхода, проектного метода в образовании.

Институт дает возможность любому учителю освоить новые технологии и их применение. Мы показываем ему лучшие образцы, найденные нами. Предлагаем попробовать что-то новое. Обычно учитель начинает очень быстро совершенствовать то, что ему предложили изначально.

Конструкторы Лего-дакта

Специально разработанные для использования в образовательных целях конструкторы Лего-дакта служат универсальным рабочим инструментом для изучения некоторых модулей образовательной области “Технология”: устройство машин и механизмов, производственные машины, элементы автоматизированного управления, конструирование и моделирование, дизайн.

Все наборы Лего-дакта снабжены методическими пособиями для учителя и карточками с заданиями для учеников.

Набор “Простые машины” ориентирован на изучение базовых механических принципов и элементарных технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Для изучения принципов построения станков и машин как модулей современного, легко перестраиваемого производства служит набор “Производство”. В наборе “Пневматика” имеются специальные элементы для моделирования устройств, приводимых в движение сжатым воздухом. Программируемый пульт набора “Управляемые машины” позволяет подключить сразу несколько различных электрических элементов (моторчики, лампочки, звуковые устройства), создавать, запоминать и воспроизводить программы управления моделями. И наконец Лего-лаборатория является самым простым способом введения учащихся в курс робототехники. В комплект входят различные датчики, информация с которых поступает в ЭВМ и обрабатывается программой, которую ребята пишут на языке ЛОГО. Затем та же программа дает сигналы управляемым элементам Лего-модели. Таким образом, этот набор позволяет изучать технологии автоматизированного управления.

Записная книжка первоклассника

Автор Кутукова Ольга, московский УВК N 1874. Подготовила методическое пособие, провела курс для учителей начальных классов.

Дети приходят на первое занятие в первый класс, и им предлагают рассказать о себе. “Как тебя зовут? Где ты живешь? Как зовут твою маму?” Этот рассказ происходит в форме диалога между ребенком и компьютером с помощью учителя. Компьютер собирает информацию об одном ребенке. Самое замечательное в том, что затем все сообщения обьединяются – возникает общее хранилище данных обо всех детях данного класса. Каждый ребенок получает листочки с распечатанной информацией обо всех и сшивает из них свою собственную записную книжку. Нужно еще “лесенкой” вырезать буквы и сделать красивую обложку. Потом можно вписывать туда и сведения о новых знакомых. Но главное, что, сообщив информацию только о себе, ученик получает в книжке данные обо всех, и это возможно за счет технологии. На самом деле эта история – модель всего нашего нынешнего информационного пространства, которое называется Интернет. Каждый может рассказать что-то о себе. Всякий, кому это интересно, это узнает. Ты можешь быть интересен любому участнику Интернета.

В дополнение дети получают напечатанные таблички с именами. И учителя тоже. Таблички прикрепляются на одежду. Все чувствуют себя комфортно.

Новые технологии помогают обьединять не только детей, но и учителей, интегрируя в одном проекте содержание различных предметов.

Главная задача сейчас – общепроектный стиль занятий подкрепить методическими материалами.

Учительские находки

Во многих школах сейчас появилась современная техника, и встала проблема с ее эффективным использованием. Разнообразные возможности, предоставляемые учителю, провоцируют его на смелые и оригинальные идеи организации учебного процесса. Нужен обмен мнениями. Помочь в организации диалога может международный проект “Учительские находки”. В России руководство проектом осуществляет ИНТ.

Сейчас база данных проекта содержит более 300 сообщений участников об удачном использовании новых технологий в образовании. Получив базу данных “Учительские находки”, которая бесплатно распространяется по всему миру, вы сможете познакомиться с опытом коллег из разных стран мира, найти единомышленников, обсудить возникшие вопросы.

Можно и самому стать участником проекта. Добавьте свои истории в базу данных “Учительские находки”. Вспомните о ваших удачных экспериментах, открытиях и находках в применении новых технологий в образовании и напишите об этом. Важно, чтобы вы сформулировали, в чем суть вашей находки. Чем из вашего опыта работы с новыми информационными технологиями вы хотели бы поделиться с другими? Чем ваша находка обогатила ваши уроки, ваших учеников?

Все ваши рассказы, вопросы, предложения, заявки на получение баз данных “Учительские находки” присылайте координатору проекта Елене Ковалевской по адресу: Россия, 109004, Москва, Нижняя Радищевская, 10

E-mail: lenak@int.glas.apc.org

Рассказы будут публиковаться на страницах бюллетеня “Учительские находки”, распространяемого в России и за ее пределами.

Познакомившись с рассказами других учителей, вы наверняка найдете что-то близкое вашим проблемам, а потом сможете прибавить к ним рассказ о ваших счастливых находках.

Технология

Дом – семьЯ

Держу в руках книгу. Большого формата, в красивой плотной обложке, напечатанную на прекрасной бумаге. Это сборник программ по курсу “Дом-семьЯ”. Чисто эстетическое удовольствие и удивление – первые возникшие у меня чувства. Не учебник. Впрочем, и они уже давно выпускаются яркими и красивыми. Это рабочий материал для учителя – и только для него. Сразу настроившись на возможные чудеса, я слушаю Евгению Дмитриевну Волохову, руководителя авторского коллектива нового курса, начальника Управления по обеспечению законотворческой деятельности и связям с общественными организациями Министерства общего и профессионального образования РФ, канд. пед. наук.

ам хотелось, чтобы у учителя был праздник, чтобы, взяв в руки эту книгу, ему было приятно и комфортно работать. Поэтому в книгах следующего тиража обязательно будут закладки-ленточки. И, конечно, мы позаботились о том, чтобы на страницах были поля. Чтобы к каждому разделу программы здесь же можно было сделать пометки, если учитель нашел что-то новое, – в журнале, пособии. Белая приятная бумага, но поля – рабочие, они для учителя, для удобства его работы. Это было пожелание авторов – издать программу так хорошо, чтобы, взяв книгу в руки, учитель понимал, что те люди, которые ее написали, заботились о нем.

Концепция программы нетрадиционна. Здесь собрано все самое лучшее, наработанное по теме российской педагогической наукой. Однако мы понимали, что есть много новых задач, связанных с созданием личностно-ориентированной модели обучения и с теми свободами, которые сегодня получает образовательное учреждение.

Программа нового экспериментального курса “Дом-семьЯ” предназначена для обучения ребят 5-11-х классов и выстроена в двух уровнях: первый – 5-9-е и второй – 10-11-е классы. Основная методическая особенность – вариативный подход к изучению материала. Каждый раздел может быть сконструирован учителем на основе предложенного программой с учетом количества часов, отведенных учебным планом, уровня своей квалификации и мастерства, национальных и региональных особенностей расположения образовательного учреждения, возможностей его материально-технической базы, пожеланий учащихся.

Все модули экспериментальной программы “Дом-семьЯ” разработаны с учетом использования 2-6 часов в неделю, выделяемых на изучение образовательной области “Технология”. Причем базовый обьем знаний, навыков и умений, соответствующих основным направлениям рассматриваемого государственного стандарта, реализуется при минимальном количестве времени, предусмотренном инвариантной частью базисного учебного плана, т.е. при двухчасовой недельной нагрузке. Выделение же на предмет 4 или 6 часов в неделю позволит реализовать курс в более полном обьеме, значительно расширить его возможности для осуществления профильного и начального профессионального обучения, социальной и трудовой адаптации учащихся.

В курсе нет жестко очерченных практических заданий, одинаковых для всех. Есть дидактический ряд, разные изделия, которые содержат элементы определенного уровня сложности и будут реализовывать задачу формирования практического навыка, поставленную педагогом именно на этом этапе после того, что было преподано в теоретическом разделе курса. Это те маленькие находки авторского коллектива, которые здесь подтверждаются каждым уроком, разделом, темой.

В курсе, на мой взгляд, удачно проявляется практическое применение знаний, полученных в процессе изучения основ наук. Экономика в школе преподается по-разному, но основные знания ребята получают. А вот как научиться применять их в практической жизни, в быту? Как рассчитать стоимость блюда, изделия, которое изготавливаешь, как спланировать семейный бюджет? Используя знания, уже полученные в экономике, в курсе “Дом-семьЯ” найдено их практическое применение. И экология – это ведь не только сохранение деревьев, разведение цветов, озеленение своего жилища. Это и жилье наше, одежда, которую мы носим, питание, от которого зависит жизнь человека. Научиться правильно питаться, ввести понятие совместимости продуктов, учитывать особенности питания для людей различного возраста, знать, какие вещества нужны для правильного развития, поддержания сопротивляемости заболеваниям. Как правильно одеваться, какие ткани использовать, какие формы одежды удобны для улицы, для помещения? Какие средства бытовой химии использовать и как это сделать качественно и безопасно, как правильно пользоваться бытовой техникой, чтобы не навредить себе? На эти и многие другие вопросы ищут ответы ребята на занятиях по курсу “Дом-семьЯ”. Это то, из чего складывается здоровый образ жизни человека.

Курс несет знания, которые обязательно пригодятся в жизни. Кроме того, он помогает сформировать правильное отношение к членам своей семьи. В курсе большое внимание уделяется семейным традициям, связанным с национальными особенностями. Очень важно формировать национальную культуру. И это должны быть не поверхностные знания, а глубокие убеждения человека. Он должен гордиться своей культурой и передавать ее из поколения в поколение. Это находит отражение в национальных блюдах, которые особенно важны в праздничные дни, когда собирается вся семья, в национальном костюме, которому здесь находится место, в обустройстве жилища, элементах украшения его интерьера. Здесь все логично. Все это подчеркивает индивидуальность человека, помогает формировать собственный стиль в жизни.

Курс служит укреплению связи школы и семьи. Мы впервые предлагаем проектные задания, в выполнении которых могут участвовать не только школьники, но и члены их семей. Например, если мы говорим о разделе “Мой уютный дом”, то учим принципам обустройства жилища так, чтобы каждому человеку было в нем место и каждый, не вступая в конфликт с остальными, учитывал их интересы. Учитывать это нужно и при подборе цвета стен помещений, и в выборе цветов, которые нравились бы всем. Многие дети хотят завести кошку, собаку или рыбок, однако не все члены семьи одинаково относятся к животным. Если этот вопрос обсудить, наверняка можно найти компромисс. Именно на принцип полезности всем и заботы о других нужно опираться, подбирая краску для стен, мебель, украшения, цветы. Тогда каждый будет приходить именно в свой дом. Конечно, в курсе даются общие принципы рациональной планировки, сочетания цветов. Через отношение к жилищу формируются принципы домашнего, семейного отдыха.

Очень важно, что все это не вызвало необходимости введения отдельного предмета, а легко легло на имеющийся доработанный курс.

Секция трудового обучения Федерального экспертного совета по общему образованию Минобразования России рассмотрела программу экспериментального курса “Дом-семьЯ”. Секция постановила: создана весьма добротная программа экспериментального курса, которая позволяет поставить и организовать широкий педагогический эксперимент не только на экспериментальных площадках, но и в массовой школе. Программа экспериментального курса “Дом-семьЯ”, бесспорно, может быть рекомендована к широкому апробированию в эксперименте в качестве его методического обеспечения и может быть принята за основу для создания учебных пособий и дидактических средств обучения.

Программа курса “Домашняя мастерская”, которая выйдет в свет к сентябрю-октябрю этого года, будет отражать работу с другой группой ребят. Внешне она будет выполнена на таком же уровне и настроена на то, чтобы человек сам мог в быту выполнить многие простейшие (и не очень) работы. Названия разделов: “Электротехнические работы в быту”, “Строительно-ремонтные работы”, “Средства малой механизации”, “Хобби”, “Эксплуатация, ремонт и обслуживание бытовой техники”…

Появятся в этом году и учебники по отдельным модулям курса “Дом-семьЯ” – “Культура питания”, “Изготовление одежды”, “Мой уютный дом”; в конце календарного года выйдут учебники “Виды дамского рукоделия”, “Хозяюшка”, “Портной индивидуальной мастерской”.

Недавно состоялись переговоры между исполнительным директором Демидовского фонда В.С.Милентьевым, мной и Артуро Руджери – генеральным директором издательства “Бутик”. Ежегодно в этом издательстве будут выходить три цветных иллюстрированных журнала – дидактические пособия в поддержку курса “Дом-семьЯ”, где наиболее современные сведения, например о направлениях моды, будут сочетаться с доступным уровнем изложения.

Готовится пособие для учителей, в котором подробно обьясняются идеи интегрирования экономики, экологических вопросов, информационных технологий, профориентации и других направлений в имеющиеся разделы программы.

Сборник программ подкреплен учебниками и рабочими тетрадями. Нестандартные учебники, рассчитанные на 5-9-е и 10-11-е классы, будут содержать теоретические сведения не в виде параграфов, а по типу энциклопедии – целостно по каждому вопросу. Рабочие тетради в основном содержат тренировочные задания и тестовые методики контроля.

Таким образом, программа дает возможность реализовать личностно-ориентированную модель обучения, основанную на свободном, самостоятельном выборе каждого конкретного проектного задания и количества этих заданий.

На самом современном техническом уровне курс “Дом-семьЯ” способствует восстановлению исконно российской традиции – подготовке молодого поколения к жизни в семье и обществе.

Новые программы и учебники

Программа для общеобразовательных учреждений “Твоя профессиональная карьера. 8-9 класс”. Москва, “Просвещение”, 1997 г.

Программа для общеобразовательных учреждений “Трудовое обучение. Технология. 1-4 класс, 5-11 класс”. Москва, “Просвещение”, 1997 г.

Программа для общеобразовательных учреждений “Трудовое обучение. 5-9 класс сельской школы. Сельский дом и семья”. Москва, “Просвещение”, 1997 г.

“Дом – семьЯ”. Программа экспериментального курса предметной области “Технология”. 5-11 (12) классы. Под редакцией Е.Д.Волоховой. Санкт-Петербург, “Русский издательский дом”, 1997 г.

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Пробный учебник для учащихся 6-х классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. Москва, Вентана-Граф, 1996 г.

Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Пробный учебник для учащихся 7-х классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. Москва, Вентана-Граф, 1996 г.

Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Учебник для учащихся 8-х классов (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы. Москва, Вентана-Граф, 1997 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте