search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

Эксперимент в детском саду – это интересно

​С 2009 года несколько дошкольных учреждений СВОУО были объединены в городскую экспериментальную площадку для реализации проекта «Разработка инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство». Участниками проекта стали центры развития ребенка – детские сады №1645, 1537, 2576, 1195, детские сады компенсирующего вида №1047, 1019, 908. Во всех этих учреждениях были открыты лекотеки, службы ранней помощи (СРП), консультативные пункты (КП), инклюзивные группы, группы кратковременного пребывания (ГКП), центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР).

Реализация проекта проходит в тесном сотрудничестве с дефектологическим факультетом МГГУ имени М.А.Шолохова (научный руководитель проекта доктор психологических наук, профессор Ирина Левченко). В ходе коллегиального обсуждения под руководством ОУМЦ СВАО были определены основные направления экспериментальной работы. На первом этапе было дано теоретическое обоснование и разработана инновационная модель включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство на основе имеющегося практического опыта. Участники эксперимента решали такие задачи, как разработка расширенного функционала специалистов; определение содержания и условий повышения квалификации участников образовательного процесса; распределение направлений работы между дошкольными учреждениями участниками проекта; организация сетевого взаимодействия; разработка инновационных технологий (диагностики развития детей, технологий педагогических, психологического сопровождения, взаимодействия с семьями); определение направлений и содержания взаимодействия с вузами и научными организациями. Результатом экспериментальной деятельности на этом этапе стали создание системы повышения профессиональной компетентности педагогов – участников эксперимента, разработка специальной программы повышения квалификации педагогов, использование различных форм деятельности (лекции ведущих специалистов в области дошкольной специальной педагогики и психологии, «круглые столы» и семинары, консультирование детей с ограниченными возможностями здоровья, разработка индивидуальных программ для этих детей). Все это позволило включить участников проекта в опытно-экспериментальную работу, итогом которой стало не только повышение их профессиональной компетентности, развитие креативности, но и разработка новых инновационных технологий. Среди них – технологии психолого-педагогического обследования детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, коррекционно-развивающей работы в условиях новых форм дошкольного образования, консультирования и сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. На втором этапе шла апробация инновационной модели включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство, в результате можно говорить о создании в учреждении специальных педагогических условий для включения детей раннего и дошкольного возраста в образовательное пространство; специально организованной предметно-развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста с проблемами развития; оптимизации системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, общественными организациями; введении новых технологий обследования детей раннего и дошкольного возраста и их семей; использовании педагогических технологий развития моторной, познавательной, речевой и личностной сферы детей в условиях новых организационных форм (лекотека, СРП, КП, ГКП, инклюзивные группы, ЦИПР), инновационных технологий работы с семьей, в том числе с семьей ребенка-инвалида. Участники проекта разработали методические рекомендации по содержанию и основным направлениям деятельности структурных компонентов инновационной модели; по проведению игровых сеансов группой специалистов в различных ВФДО; рекомендации по распределению обязанностей специалистов, работающих в вариативных формах дошкольного образования в диагностическом, консультативном, коррекционно-педагогическом, психологическом, социальном блоках, конспекты комплексных занятий по развитию познавательной, речевой, моторной, эмоционально-личностной сферы детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги неоднократно представляли опыт работы на окружных, городских и международных конференциях, посвященных данной проблеме. На этом этапе были также решены некоторые социальные вопросы, в частности открытие ВФДО для детей, не посещающих ДОУ, и поэтапная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детских садов – участников эксперимента. Уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Для оптимизации образовательного процесса педагоги разработали собственные модели лекотеки, службы ранней помощи, консультативного пункта, групп кратковременного пребывания, инклюзивных групп, центра игровой поддержки ребенка. Произошли позитивные изменения в состоянии детей с ограниченными возможностями здоровья и психологическом состоянии родителей: наблюдается положительная динамика показателей здоровья, познавательного, коммуникативного (в том числе речевого), социально-личностного развития детей, улучшилась социальная характеристика семей. Важным результатом работы в инновационных формах дошкольного образования стало повышение профессиональной компетенции педагогов, начал формироваться педагог нового поколения, который будет специалистом не только в своем узком направлении, но и в области коррекционной педагогики в целом, иметь хорошую психологическую базу и широко использовать свою профессиональную компетентность. Уже сейчас повысилась профессиональная и социальная компетентность педагогов, что отразилось на сотрудничестве с семьями воспитанников – в своих отзывах родители отмечают, что взаимодействие со специалистами осуществляется на высоком профессиональном уровне. Эксперимент еще не завершен. Впереди третий, аналитический этап работы экспериментальной площадки, целью которого будет обобщение результатов и дальнейшее распространение опыта работы среди дошкольных учреждений округа, города, России. Галина БУТКО, старший воспитатель  Центра развития ребенка – детского сада №1645

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте