search
main
0

Эксперимент стал успешной практикой

Ляля НЕПОВИННОВА, уполномоченный по правам участников образовательного процесса Южного округа:

– В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмена, 11 лет – специализированному институту уполномоченного по правам участников образовательного процесса.

Уполномоченные в образовательных учреждениях стали важной составляющей школьной жизни при решении конфликтных ситуаций.

На 01.09.2009 г. в нашем округе работают 130 уполномоченных, 12 школ записались на обучение в этом году. Ежегодно каждый уполномоченный по правам выступает перед управляющим советом, педагогическим советом или другим органом самоуправления с анализом положения дел в образовательном учреждении, предложениями по исправлению ситуации и публикует свой доклад на сайте школы. Затем все данные собираются у меня, как руководителя проекта, я готовлю итоговый анализ для представления начальнику Южного окружного управления образования.

Большая часть жалоб рассматривается и разрешается в оперативном порядке без привлечения администрации и руководителя учебного заведения. В этом и преимущество института уполномоченного. Таким образом, уполномоченный в образовательном учреждении – это быстрое, доступное, неформальное средство защиты, и в первую очередь детей.

В прошлом учебном году было принято к рассмотрению 9835 индивидуальных и коллективных обращений, в том числе были шаги, предпринятые уполномоченным по собственной инициативе и связанные с нарушением прав детей. Значительное увеличение количества обращений связано с возрастанием количества школ-участниц, с введением нового формата сдачи выпускных экзаменов ГИА и ЕГЭ, неинформированностью взрослых участников образовательного процесса.

Из общего количества обратившихся 58% составляют учащиеся (в 2002 году было 85%), 22% – родители, 20% – учителя.

Анализ статистических данных показывает в этом году стабильную картину в образовательных учреждениях в части соотношения заявителей. Такое соотношение свидетельствует о снятии напряженности по многим вопросам среди учащихся и о росте доверия со стороны учителей, так как уполномоченный рассматривает и разрешает конфликтные вопросы без боязни привлечь внимание администрации и руководителя образовательного учреждения к сложным вопросам.

Характер обращений к уполномоченным по правам таков. В 2008-2009 учебном году учащиеся и их родители чаще всего обращались за правовой консультацией по вопросам конфликтов между учащимися (драки, воровство, жестокость, оскорбления, межнациональные конфликты); по поводу психологического насилия со стороны работников образовательных учреждений (недопуск учащихся на уроки за опоздания или отсутствие дневника, сменной обуви, формы), предъявления к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям; перегрузки учащихся, связанной с подготовкой к ЕГЭ и ГИА, с большим количеством незапланированных контрольных работ из вышестоящих организаций, зачетов для учащихся после уроков или в каникулярное время.

В прошлом учебном году полностью отпал вопрос о снятии учащихся с уроков для выполнения хозяйственных или других работ, что приводило к невыполнению государственной программы. Это результат жесткой постановки вопроса на территории округа управлением образования.

С чем обращались учителя?

Прежде всего за правовой консультацией. Также их волновали вопросы о невыполнении родителями обязанностей по отношению к своим детям, некорректном отношении учащихся к учителям; нарушении Трудового кодекса, несоблюдении условий труда; необоснованном вмешательстве родителей в учебный процесс; нарушении графика проведения контрольных работ в связи с несогласованностью с ОМЦ и большом количестве незапланированных проверок и мониторингов.

Необходимо отметить, что за последнее время значительно снизилось количество обращений учащихся и родителей по вопросам превышения объема домашних заданий и права детей на отдых, так как два раза в год по специальной технологии проводятся мониторинги загруженности учащихся и контроль максимально допустимой аудиторной нагрузки. Эти свойства обязывают учителей и администрацию соблюдать нормативные требования. Еще 2 года назад на первое место по количеству обращений выходили вопросы, связанные с психологическим насилием в отношении учащихся со стороны учителей. Сейчас картина принципиально изменилась.

Не могу не сказать, что именно уполномоченные по правам впервые стали ставить перед руководителями школ и учителями вопросы о реализации на практике санитарно-гигиенических норм, о праве детей на отдых в каникулярное время, объемах домашнего задания, о перегрузках учащихся, защите их от психологического (эмоционального) насилия и практической реализации права детей на выражение собственного мнения.

Исследования среди школьников показали, что свобода выражения собственного мнения в школе занимает одно из первых мест в своеобразном рейтинге значимых для учащихся прав и свобод и воспринимается учащимися наиболее болезненно в сравнении с другими нарушениями.

Акция «Открытый микрофон», которая проводится ежегодно 10 декабря в образовательных учреждениях нашего округа, предоставляет реальную возможность учащимся реализовать это право и цивилизованно высказать свое мнение по волнующим их вопросам, они учатся корректно высказывать и отстаивать собственное мнение, проявляют интерес к различным сторонам жизни в школе, не только к учебной, но и к общественной. И главное – вступая в диалог с администрацией, дети начинают осознавать, что их хотят и могут услышать, что их мнение не безразлично для администрации и учителей.

Для администрации акция «Открытый микрофон» – это своего рода индикатор удовлетворенности учащихся образовательной деятельностью школы. Все вопросы «Открытого микрофона» рассматриваются на совещаниях при директоре с соответствующими решениями и выводами.

Мне кажется, что мы выбрали правильные приоритеты в системе защиты прав и интересов всех участников образовательного процесса на территории округа. Реализация этого проекта способствует активизации деятельности совета школы (управляющего совета), профсоюзной организации, психологической службы и становится частью целостной системы учебно-воспитательной работы. Кроме того, проект дает учащимся необходимый опыт для их социализации (опыт улаживания конфликтных ситуаций, умение пользоваться своими правами, зная обязанности и ответственность), готовит их к новому мировосприятию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте