Нет, наверное, сегодня темы более актуальной для учителя, чем оплата труда. Как сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, никакие идеи в образовании невозможно реализовать без материальной обеспеченности и в первую очередь без достойной оплаты труда работников образования. Этой теме были посвящены заседание Общественного совета при министре и совещание руководителей региональных органов управления образованием, которое прошло в Российской академии повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Что же предлагает федеральное министерство регионам?
Статфакт В октябре 2007 года средняя номинальная зарплата в отрасли составила 9586 рублей, что на 37 процентов выше, чем в октябре 2006-го. Если говорить о регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования, то средняя зарплата педагогов в школах, перешедших на новую систему оплаты труда, за октябрь-ноябрь 2007 года выросла по сравнению с таким же периодом 2006 года на 47 процентов.
Конкурс регионов в рамках нацпроекта «Образование» обеспечил победу только тем, кто взял на себя обязательство ввести новые системы оплаты труда учителей. Другое дело, что некоторые регионы заявили одну модель и одни намерения ее реализовать, а потом по ходу дела вдруг внесли коррективы или посчитали, что оптимальной будет совсем иная модель. Хоть эксперимент и предполагает творчество и поиск, с такими регионами федеральный центр поступает жестко: лишает их части финансирования, положенного регионам-победителям по условиям конкурса в рамках нацпроекта. Жесткость в оценках и выводах определяется во многом тем, что федеральный центр рассчитывает на то, что регионы проявят солидарность в разработке и реализации того, что этому центру видится единственно возможным. Вполне вероятно, что в конце концов все создаваемое по части систем оплаты труда может быть подвергнуто даже некой ревизии, что естественно, поскольку само министерство сегодня уже некоторым образом корректирует собственное представление о том, как должна быть выстроена оптимальная модель оплаты труда в отрасли. Но коррективы эти, с одной стороны, вносятся очень осторожно и неторопливо, чтобы не дезориентировать регионы, а с другой стороны, так, чтобы не дискредитировать продиктованное регионам в самом начале реализации комплексного проекта модернизации образования.
По мнению директора Департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в образовании Минобрнауки России Игоря Реморенко, во время работы в рамках нацпроекта разговор о зарплате перешел от логики заявлений к логике технологических решений, последовательной проектной работы, которая дает некоторые положительные результаты. За последние два года средняя номинальная зарплата в системе образования растет более высокими темпами, чем раньше.
Вообще министерство с удовлетворением отмечает, что внедрение новых систем оплаты труда приводит к увеличению зарплаты педагогов. Конечно, регионы разные, возможности у них тоже разные, поэтому модернизация сопровождается значительной дифференциацией доходов учителя – примерно у трети педагогов зарплата выросла более чем на 50 процентов, а у 7 процентов учителей высшей квалификации – более чем в два раза.
Все регионы Игорь Реморенко делит на три группы. В первую включены те, в которых соотношение учителей, получающих зарплату ниже средней в образовании, и учителей, получающих зарплату выше средней в образовании, приблизительно одинаково. Так обстоят дела, например, в Красноярском крае или в Тамбовской области. Во вторую группу вошли регионы, где учителя получают зарплату, заметно превышающую среднюю по региону, как, например, в Республике Чувашия и в Белгородской области. В третьей группе оказались регионы, в которых зарплата учителей существенно ниже, чем в среднем по региону. Так обстоят дела, например, в Волгоградской области и в Республике Мордовия.
Изучая статистические отчеты, можно сделать вывод, что ситуация, когда количество учеников сокращалось, а количество учителей оставалось прежним, начинает постепенно выправляться: количество педагогов приходит в определенное соотношение (читай: уменьшается) с количеством учеников. К тому же в регионах попытки найти деньги для повышения зарплаты учителям нередко сводятся к сокращению их количества, что неправильно. Но отступать регионам некуда: на горизонте – новая система оплаты труда, которая будет введена (и уже вводится) даже в тех регионах, которые в конкурсе нацпроекта не побеждали, но хотят быть не менее прогрессивными, чем регионы-победители. Реморенко, как и министерство в целом, не видит никаких других путей улучшения ситуации с оплатой труда педагогов, кроме настойчивого и последовательного продвижения к НСОТ. Тем более что механизм оплаты труда сегодня заставляет систему образования в целом отвечать на такой важный и весьма актуальный вопрос, как: за что, каким образом, в результате какого распределения учителя получают оплату за свой труд?
Среди всех финансово-экономических вопросов именно этот выходит на первый план, заставляя вскрывать целый пласт сложных проблем в сфере управления образованием. Для облегчения поиска ответа министерство делает определенные шаги, давая ориентиры регионам, которые хотят сформировать новую систему оплаты труда. Так, в ноябре 2007 года Минобрнауки России обновило федеральную модель и методику формирования системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений и направило в регионы соответствующие руководящие документы. Таким образом, руководящее ведомство попыталось ответить критикам, утверждающим, что разномодельность предлагаемых региональных систем оплаты труда существенным образом нарушает единое образовательное пространство, а также дать некую общую межрегиональную технологию оплаты труда работников образования.
Схема довольно проста: субвенция, пришедшая с регионального уровня на муниципальный и предназначенная на зарплату педагогов, подразделяется на фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений и фонд оплаты труда на уровне образовательных учреждений. Фонд оплаты труда на школьном уровне подразделяется на базовые и стимулирующие части. Базовая часть включает в себя фонды оплаты труда административно-управленческого, младшего обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, а также фонд оплаты труда учителей, который, в свою очередь, предполагает наличие общей и специальной частей.
Централизованный фонд стимулирования руководителей образовательных учреждений составляет до пяти процентов всех средств, которые идут на заработную плату. Распределение этого фонда – прерогатива органов государственно-общественного управления. Это должно происходить раз в полугодие, когда руководитель муниципального органа управления образованием выносит на рассмотрение муниципального государственно-общественного совета предложение о стимулировании директоров школ, основываясь на проведенном анализе деятельности образовательных учреждений. Директоров стимулируют материально прежде всего для того, чтобы они понимали: от их усилий, от их управленческих решений зависит учебно-воспитательный процесс. Тут учитывается все: и ресурсное обеспечение, в том числе за счет внебюджетных средств, и соответствие образовательного учреждения всем требованиям санитарных норм, противопожарной и электробезопасности, а также эстетическое оформление школы, кабинетов и состояние пришкольной территории. Учитывается и материально отмечается. В перспективе, считает Игорь Реморенко, нужно тщательно прописать все реалистичные параметры оснащения учебного процесса и сделать их составной частью образовательного стандарта. Некоторые шаги в рамках комплексного проекта модернизации образования, по словам Игоря Михайловича, уже сделаны. Теперь, по его мнению, необходимо обратить внимание на социально-педагогические критерии, которые позволят определить размер оплаты труда педагогов, работающих в конкретном образовательном учреждении.
Распределение финансов в школе Реморенко считает еще одним дополнительным ресурсом повышения зарплаты учителей. Это возможно при оптимизации численности административно-управленческого, обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала. Фонд оплаты труда учителей нынче должен делиться на общую и специальную части, их примерное соотношение 85 и 15 процентов. Общая часть обеспечивает оплату труда педагогического работника исходя из количества проведенных им уроков, численности учеников в классах, а также количества часов внеаудиторной нагрузки. Внеаудиторная работа включает такие виды деятельности, как консультации и дополнительные занятия, подготовка к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя, работа с учениками и их родителями.
Министерство настаивает на установлении зависимости оплаты труда учителя от специальной расчетной единицы «ученико-час». Но это предложение вызывает дискуссию. Некоторые управленцы, говорит Реморенко, полагают, что достаточно довести до ума нормативно-подушевое финансирование, заинтересовав школу в борьбе за увеличение количества учеников, и тогда образовательное учреждение само не захочет безмерно раздувать штатное расписание. Другие считают, что такой подход вовсе не гарантирует исключения ситуации, когда муниципалитеты лишают школы самостоятельности и контролируют все введенные и вводимые в штатные расписания должности. Однако дискуссии дискуссиями, а министерство последовательно настаивает на своем, и большинство регионов, участвующих в реализации КПМО, уже пошли на реализацию принципа зависимости оклада учителя от ученико-часа. А министерство теперь намерено жестко проверять, насколько этот и иные принципы реализованы в региональных методиках оплаты труда. Оно не скрывает, что планирует сократить объем федеральной поддержки тем регионам, которые ушли от некогда заявленных принципиальных позиций в этой части КПМО. То есть тех, кто ослушается и поступит по-своему, накажут рублем.
Специальная часть фонда оплаты труда учителей включает в себя выплаты компенсационного характера (в размере 10 процентов от фонда оплаты труда педагогического персонала), выплаты, получаемые с помощью повышающих коэффициентов, например, за сложность и приоритетность предмета в зависимости от специфики образовательной программы данного учреждения, за квалификационную категорию (примерно 15 процентов от фонда оплаты) и доплаты за почетные звания и государственные награды (примерно 5 процентов от фонда оплаты). Эти выплаты ранее относились к стимулирующей части фонда оплаты труда. Теперь они перешли в специальную часть, поскольку постоянны, то есть не меняются год от года, а потому не могут по большому счету считаться критериями стимулирования.
Из чего складывается зарплата учителя? Она формируется из общей части фонда оплаты труда педагогического персонала и частично из специальной части. Расчет производится по специальной формуле: произведение расчетной стоимости ученико-часа на количество обучающихся по предмету, на количество часов по предмету по учебному плану в месяц в каждом классе и на повышающий коэффициент за сложность и приоритетность предмета, за квалификационную категорию педагога плюс доплата за внеаудиторную занятость. В состав зарплаты учителя также включены компенсационные выплаты, доплаты за звание и стимулирующие надбавки. Все это, по мнению Реморенко, в полной мере соотносится с позицией Трудового кодекса РФ, определяющего понятия «оклад» и «система оплаты труда». Кстати, Игорь Михайлович честно признает, что ранее, при введении отраслевых систем оплаты труда, допускалась некая понятийная путаница, что успеху дела не способствовало.
Министерство считает, что дифференциация в оплате труда учителей – естественная тенденция и что направленность новой системы оплаты труда в сторону увеличения доли стимулирующих надбавок правильна.
Понятно, что все эти новшества должны привести к изменению качества труда учителей. То есть реформаторы намерены жестко связать качество и уровень оплаты, прогнозируя определенные управленческие решения. В связи с этим чрезвычайно важен анализ того, что они предлагают в части формирования новых систем оплаты труда. Ведь если чиновники оценивают все новшества весьма радужно, то профессиональное педагогическое сообщество и профессиональный союз работников народного образования, экономисты и юристы, работающие в отрасли, по большинству пунктов придерживаются совсем иной позиции. Разговор об этом мы продолжим в следующих номерах, представив аргументы всех участников дискуссии.
Комментарии