Современная демографическая ситуация такова, что уже в 2008 году мест в российских вузах хватило на всех выпускников средних школ. Такое положение дел порождает весьма злободневную проблему: высшие учебные заведения не могут эффективно развиваться, только расширяя спектр образовательных услуг.
Наилучший выход в прогнозируемой на десятилетие демографической и финансовой ситуации заключается не столько в сдаче в аренду высвобождающихся учебных площадей и мест в студенческих общежитиях, сколько в акцентировании деятельности вуза на продаже собственных научно-экспериментальных разработок, оказании консалтинговых услуг, предоставлении информационного сервиса. В качестве положительного ориентира Михаил Стриханов, будучи зам. министра образования РФ, привел данные по США, где с 1980 года право на пользование и распоряжение своими научными разработками было закреплено за университетами. Это позволило к 2004 году американским вузам заработать более 40 миллиардов долларов. Новый импульс развитию научно-технической, научно-исследовательской деятельности вузов придает Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
С нашей точки зрения, одним из перспективных направлений развития деятельности педагогического вуза может быть оказание востребованных управленческо-педагогических консалтинговых услуг общеобразовательным учреждениям. В настоящее время в условиях нормативно-подушевого финансирования, новой системы оплаты труда, напряженной демографической ситуации общеобразовательные учреждения оказались в достаточно жестких условиях конкурентного выживания. Это объективно обусловливает необходимость их динамичного развития. Руководители школ стремятся оперативно реагировать на изменения социального запроса родителей и учащихся, постоянно обновлять программно-методическое сопровождение реализации образовательной программы школы, своевременно обеспечивать научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса. Таким образом, необходимость организации оказания управленческо-педагогических консалтинговых услуг общеобразовательным учреждениям объясняется следующими обстоятельствами.
Во-первых, процесс автономизации ОУ, диверсификации образовательных программ сопряжен с выполнением образовательными учреждениями новых, ранее не свойственных им функций, что обусловливает необходимость осуществления соответствующей сервисной поддержки. Однако отдельные образовательные учреждения для успешной самостоятельной деятельности не располагают в настоящее время собственным необходимым кадровым и информационным потенциалом, не все руководители ОУ готовы принимать компетентные управленческие решения в соответствии со сложившейся нормативной базой.
Во-вторых, в современной образовательной системе сложилось такое разделение труда, когда между производителем научной или нормативной информации и ее потребителем находится посредник. Посредник необходим для потребителя в силу следующих обстоятельств: существует некая избыточная информация, в которой сложно выбрать приоритетное и существенное; информация, которая предлагается ОУ, слабо структурирована и не представлена в удобной для пользователя форме. Таким образом, несмотря на избыток информации, существует информационный голод. Одной из важнейших проблем удовлетворения информационного голода является определение истинных потребностей потребителя.
В связи с этим очевидна необходимость в новых формах взаимоотношения практиков, вынужденных решать нестандартные психолого-педагогические и управленческо-методические проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными управленческо-педагогическими технологиями. Ведь проблемы, возникающие перед современным образованием, столь сложны, а их инновационный коэффициент так высок, что по мере их решения проявляются все новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные. Поэтому одним из перспективных направлений взаимодействия ОУ, находящихся в состоянии развития, и педагогических вузов, готовых помочь им в разрешении их уникальных психолого-педагогических проблем, становится управленческо-педагогический консалтинг.
Управленческий консалтинг, убедительно доказавший свою эффективность в западной экономике, получил в настоящее время широкое распространение в российском производстве, банковском деле, политической сфере. Отвечая на вопрос, что может и знает консультант по управлению такого, чего не знает толковый и успешный руководитель, А.Пригожин, один из отцов-основателей отечественного управленческого консультирования, президент Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию, приводит три позиции. Во-первых, консультант специально отслеживает последние достижения теории управления. Он не только выявляет, систематизирует эти достижения, но и комбинирует их, адаптирует под конкретную управленческую ситуацию.
Во-вторых, консультант может предложить руководителю опыт решения его проблем, имеющийся в других аналогичных организациях. Можно априори утверждать, что, несмотря на уникальность каждой проблемной ситуации, в них есть нечто общее, что позволяет в дальнейшем классифицировать, изучать и использовать опыт их решения.
В-третьих, консультант по управлению обладает пакетом специальных технологий и техник выявления и решения управленческих проблем. Эти средства, интерпретированные под специфику конкретной организации, могут позволить решать выявленные проблемы быстрее и лучше, чем без них.
Другой отец-основатель российского управленческого консультирования, В.Дудченко, президент Национальной гильдии профессиональных консультантов, дал лиричную, но очень точную характеристику представителя этой редкой профессии: «…это и врач, и священник, и учитель, и партнер в делах, и надежный друг».
Судьба консалтингового движения в так называемой непроизводственной сфере – в образовании – складывается, к сожалению, не столь блестяще. Хотя образовательные учреждения уже давно не удовлетворяет та незатейливая помощь, которую им оказывают либо преподаватели предметных кафедр педвузов, давая точечные консультации по частным методическим вопросам, либо исследователи-диссертанты, вынужденные проводить локальные долговременные эксперименты.
Одной из возможных форм реализации управленческо-педагогического консалтинга в сфере интеграции высшего и общего образования может стать организация экспериментальных площадок при ведущих педагогических университетах. Например, по инициативе действительного члена РАН и РАО, ректора Московского педагогического государственного университета Виктора Матросова начиная с 2007 года были открыты экспериментальные площадки университета на базе ОУ Москвы и Московской области. Сотрудники факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выступили в качестве научных руководителей и научных консультантов 63 общеобразовательных учреждений.
Обычно инновационные проблемы определяют как проблемы, не имеющие аналогов решения в теории и практике. При этом требуется расставить все на свои места: сначала осознание, выявление, формулирование, осмысление проблемы как злободневной и инновационной и только потом поиск, выбор, разработка инновации, ее технологическое воплощение. Следовательно, инновация должна рассматриваться не как модное нововведение, а как наиболее эффективное средство решения возникшей проблемы. Поэтому решение инновационной проблемы возможно «породить» и внедрить в образовательный процесс подчас посредством внутришкольной экспериментальной работы, в большей степени учитывающей уникальные условия конкретного ОУ.
В связи с этим в настоящее время востребована не просто деятельность по внедрению неких новшеств, а экспериментальная деятельность по решению актуальных проблем, сопровождающаяся разработкой и апробацией этих новшеств при активном взаимодействии сотрудников школы и научного консультанта. Педагог должен быть убежден, что это действительно нужно школе, это действительно важно для него как для профессионала. Таким образом, одним из обязательных условий эффективной внутришкольной экспериментальной деятельности стало восприятие педагогами решаемой проблемы как проблемы личностно значимой и социально актуальной.
Другое условие – организация новых форм взаимоотношений практиков, вынужденных решать инновационные проблемы, и теоретиков, обладающих экспертными знаниями и владеющих эффективными оргдеятельностными технологиями управленческо-педагогического консультирования. Если консультация – это передача знаний, сообщение советов, которые, кстати, также очень востребованы школой, то консультирование – это эффективное взаимодействие клиента и научного консультанта по совместному решению животрепещущей проблемы. Первое не имеет ничего общего с экспериментальной деятельностью, второе ее не просто не исключает, а при необходимости активно использует.
Как известно, в образовательных учреждениях, осуществляющих наукоемкую экспериментальную работу, традиционно разводят должности «научного руководителя» и «научного консультанта».
Научный руководитель, как правило, – носитель определенной (чаще всего собственной) концептуальной идеи или технологий, осваиваемых школой под его непосредственным руководством. В этом случае экспериментальная работа становится самоцелью, некой деятельностью по внедрению уже готового и априори эффективного нововведения.
Научный консультант оказывает помощь в решении реальных, злободневных, подчас уникальных инновационных проблем школы часто посредством организации экспериментальной деятельности. В этом случае эксперимент становится не целью, а востребованным средством решения инновационной проблемы школы.
Системный характер возникающих психолого-педагогических проблем предполагает, что их решения подчас под силу не одиночкам-консультантам, а консалтинговым группам, включающим различных специалистов, которые выступают в качестве представителей определенных научных школ конкретного вуза.
Думаем, что в настоящее время большей востребованностью обладают именно консалтинговые группы специалистов, готовых помочь школе самой решить свои инновационные проблемы. Нам кажется, что деятельность научного консультанта в большей степени соответствует вечно актуальному императиву: НЕ НАВРЕДИ. Нужно осознавать, что разработка и внедрение инноваций обязательно предполагают дополнительную временную, интеллектуальную нагрузку на педагогов, дополнительные финансовые затраты школы. В то же время не будем забывать, что образовательное учреждение – это не научно-исследовательское, а образовательное учреждение для детей, которые подчас «отвлекают» педагогов от экспериментов. Поэтому эксперимент по разработке, апробации и внедрению нововведения следует рассматривать как вынужденное и наиболее эффективное средство решения конкретных проблем в данных условиях образовательного процесса.
Необходимо признать, что ОУ не может устраивать сотрудничество с вузами, когда вузовские преподаватели выступают только в качестве источника информации. Значительно продуктивнее взаимодействие групп научных консультантов с управленцами и педагогами по определенным правилам в соответствии с обсужденной и утвержденной программой эксперимента по разработке и реализации способов решения реальных проблем. При этом совершенствование профессиональной компетентности педагогов, вовлеченных в экспериментальную деятельность, осуществляется посредством не просто практико-ориентированной, а проблемно-ориентированной деятельности. В связи с этим конструктивным основанием для общения научных консультантов с образовательными учреждениями становятся проектно-договорные отношения, которые предусматривают заключение прямых договоров о выполнении конкретных информационно-методических проектов.
Кроме того, с нашей точки зрения, доминирующим можно признать образовательный формат экспериментальной работы в ОУ, ибо проблемы, решаемые в процессе экспериментальной деятельности, столь сложны, что касаются большинства членов педагогического коллектива. Поэтому обязательно требуется управленческое сопровождение на протяжении всего цикла жизнедеятельности инновации: от ее зарождения как отклика на необходимость решить проблему до ее рутинизации, превращения в традиционный компонент образовательного процесса, а значит, ее своеобразной «смерти» как нововведения. Управленческое сопровождение призвано минимизировать объективные риски экспериментальной деятельности.
В то же время нельзя преувеличивать роль и возможности управленческого консультирования. Это не чудесное средство, которое освободит руководителей школы от ежедневного и кропотливого труда, автоматически обеспечит стабильность и развитие образовательного процесса. Никколо Макиавелли в своем трактате «Государь» замечает, что «хорошие советы, кто бы их ни давал, происходят от благоразумия князя, а неблагоразумие князя – от хороших советов». Наполеону приписываются слова: «Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить». Действительно, консультанты не заменят ни директора образовательного учреждения, ни его заместителей, ни педагогов; их цель – помочь организовать деятельность образовательного учреждения более эффективно. Управленческое консультирование – один из видов квалифицированной помощи со стороны, результативность которого зависит от многих конкретных обстоятельств: от степени квалифицированности консультантов, от отношения к ним руководителей образовательного учреждения, от возможностей педагогического коллектива, от степени взаимопонимания и взаимосодействия консультантов, руководителей и педагогов ОУ.
Сегодня уже можно говорить, что консультанты по управлению определились в особую профессиональную группу, хотя о состоявшемся статусе говорить еще рано. Однако мы глубоко убеждены, что управленческо-педагогическое консультирование имеет большой потенциал для развития. Подобное оказание консалтинговых услуг общеобразовательным учреждениям – атрибутивный признак инновационного развития педагогического университета: когда профессорско-преподавательский состав входит в учебные аудитории с собственными научно-методическими наработками теоретического и технологического характера, наработками, уже апробированными в школьной практике и востребованными руководителями, педагогами школ, наработками, способствующими реальному повышению качества общего образования.
Татьяна ШАМОВА, профессор, заведующая кафедрой управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО;
Сергей ВОРОВЩИКОВ, профессор кафедры управления образовательными системами, декан факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ;
Марина НОВОЖИЛОВА, директор НОУ СОШ «Росинка» Фонда развития Международного университета, доцент кафедры управления образовательными системами МПГУ
Комментарии