search
main
0

Эксперимент мирового значения. Юбилей

В феврале 2008 г. «УГ» опубликовала заметку «Великий русский педагог или «сталинский выдвиженец», поставив в конце знак вопроса. Вернуться к волнующему меня вопросу заставил тот факт, что скоро исполняется 125 лет со дня рождения А.С.Макаренко, но однозначного ответа не предвидится.

Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье Харьковской губернии. В семнадцать лет Макаренко начал работу в школе: был не только учителем, но и воспитателем школьного интерната. В Полтавский педагогический институт он пришел, имея за плечами опыт работы с детьми. В 1917 г. он окончил институт с золотой медалью. С 1917 по 1919 год заведовал большой школой, где вместе с младшим братом много внимания уделял внешкольной воспитательной работе. В силу различных причин Макаренко принял предложение стать заведующим колонией для, как тогда говорили, морально дефективных детей. Работа по 16 часов в сутки без выходных, поиск новых средств воспитания искалеченных Гражданской войной детей, признание успеха и изгнание с должности – все это цена нового педагогического знания о воспитательном процессе. В 1928 г. Макаренко переходит на работу в коммуну имени Дзержинского, где ему удалось подтвердить мысль об огромной роли труда в воспитании человека. Однако он не остановился на этом и пошел дальше. Первым из педагогов Макаренко подчеркнул, что индустриальный труд без параллельно идущего нравственного воспитания личности оказывается нейтральным процессом. Под Харьковом Макаренко осуществил социальный эксперимент мирового значения: сложнейшую по тем временам технику изготавливали бывшие беспризорники. В 1933-м читатели восторженно встретили «Педагогическую поэму». Но представители советской педагогической науки сделали вид, будто «Поэма» только художественное произведение и не имеет никакого отношения к педагогике. Педагогические идеи Макаренко во многом определили направленность развития советской теории воспитания на десятилетия.  Вместе с тем во многом прав В.А.Сухомлинский, отмечая, что догматическое, покровительственное отношение к педагогической системе Макаренко привело к тому, что за коллективом перестали видеть человека. Разработанные Макаренко средства воспитания были согласно утверждению А.И.Солженицына использованы в сталинских лагерях для заключенных. Но разве можно винить в этом Макаренко? Он ставил перед собой благородную цель – вернуть обществу «отвергнутых» людей. Более трех тысяч воспитанников прошло через руки Макаренко, и ни один впоследствии не оступился. ​Ефим ШАИН, профессор Тульского государственного педагогического университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте