XXI век объявлен ЮНЕСКО Веком образования. Это означает, что знания, интеллект, культура, интеллигентность должны стать приоритетными ценностями.
Ключевые идеи, принимаемые мировой системой образования, не идут вразрез с ментальными основами российского воспитания, а лишь обогащают и повышают профессиональную мобильность, социальную защищенность личности.
Задача построения государства социальной направленности, провозглашенная президентом, требует разработки путей, средств, специальных технологий воспитания человека, способного жить в гражданском обществе. Это актуализирует задачу гражданского воспитания студенческой молодежи, позитивного изменения отношения к таким понятиям, как нравственное и «правовое поведение», «любовь к Родине», «защита интересов государства». Гражданственность как ментальная основа и системообразующий фактор подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности интегрирует педагогические усилия всех субъектов студенческого социума, оказывает решающее влияние на гражданский выбор и самоопределение свободной личности в гражданском обществе.
Гражданское воспитание и профессиональное обучение – единый, целенаправленный процесс формирования личности гражданина, предусматривающий органичное введение процесса гражданского воспитания студентов в общую систему профессиональной подготовки. Успех воспитания гражданина в колледже во многом определяет духовное пространство студенческой среды, которое ориентирует студента на личный опыт демократических отношений, студенческое самоуправление, проектирование и создание аналогичного пространства в будущей профессиональной деятельности.
В нашей экспериментальной работе по теме «Гражданское воспитание студентов в педагогическом колледже» мы опираемся на концепцию, разработанную доктором педагогических наук Н.Савотиной. Сущность концепции заключается в формировании гражданственности студента на основе ценностного континуума, включающего формирование ведущих мировоззренческих позиций ценностного плана, социально значимых ценностей: патриотизма, чувства долга, ответственности, свободы выбора в принятии решений, толерантности, милосердия, социальной активности и их закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе самоподготовки и социального самоопределения. Все это составляет основу гражданского миропонимания личности и определяет отношение студенчества с позиций гражданского долга и ответственности по отношению к государству, обществу, самим себе.
Согласно концепции в качестве основных условий, обеспечивающих оптимизацию процесса воспитания в колледже, выступают: наличие информационного поля воспитания с комплексом правовых, психолого-педагогических и социальных знаний; создание воспитательного комплекса в рамках интеграции федерального и национально-регионального компонентов; расширение социального поля деятельности студентов; развитие поликультурной компетентности студента и потребности к совершенствованию гражданских качеств; повышение культуры организации процесса воспитания с использованием ценностных концептов (принципов) индивидуального взаимоотношения студентов с окружающим миром.
За три года экспериментальной работы в колледже были апробированы спецкурсы «Подготовка будущего педагога к гражданскому воспитанию в современном дошкольном образовательном учреждении» и «Подготовка будущего педагога к работе в полиэтнической среде». Эти курсы были включены в учебные планы.
Курс «Подготовка будущего педагога к гражданскому воспитанию в современном дошкольном образовательном учреждении» направлен на овладение студентами основ педагогической деятельности воспитателя по гражданскому воспитанию.
Основная цель курса «Подготовка будущего педагога к работе в полиэтнической среде» состоит в том, чтобы помочь студентам освоить культуру межнационального общения в полиэтнической среде, показать роль народных традиций в формировании и развитии личности в современных условиях, ознакомить с особенностями воспитания в различных конфессиях и раскрыть методику работы педагога в полиэтнической среде.
В рамках совместного пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Москвы и ЮНЕСКО колледж подписал соглашение о совместном сотрудничестве с Ресурсным центром «Воспитание ценностных ориентиров» – ЦРР – детским садом №1837.
Целью соглашения стало развитие сотрудничества в области воспитания и образования детей младшего школьного возраста, направленного на создание благоприятной городской среды для родителей и детей, а также подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений. Соглашение предусматривает организацию и прохождение педагогической практики студентами колледжа на базе ДОУ сетевого взаимодействия (№№1266, 1327, 1591), а также участие в «круглых столах», проведение мастер-классов и научно-практических конференций по теме «Воспитание ценностных ориентиров».
Мы надеемся, что совместная работа педагогов колледжа и ресурсного центра поможет создать среду для достойного воспитания будущего поколения российских граждан.
Ф. КАСКУЛОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора педагогического колледжа №14
Комментарии