search
main
0

Эксперимент как ресурс профессиональной подготовки педагога

XXI век объявлен ЮНЕСКО Веком образования. Это означает, что знания, интеллект, культура, интеллигентность должны стать приоритетными ценностями.

Ключевые идеи, принимаемые мировой системой образования, не идут вразрез с ментальными основами российского воспитания, а лишь обогащают и повышают профессиональную мобильность, социальную защищенность личности.

Задача построения государства социальной направленности, провозглашенная президентом, требует разработки путей, средств, специальных технологий воспитания человека, способного жить в гражданском обществе. Это актуализирует задачу гражданского воспитания студенческой молодежи, позитивного изменения отношения к таким понятиям, как нравственное и «правовое поведение», «любовь к Родине», «защита интересов государства». Гражданственность как ментальная основа и системообразующий фактор подготовки будущего специалиста любой профессиональной направленности интегрирует педагогические усилия всех субъектов студенческого социума, оказывает решающее влияние на гражданский выбор и самоопределение свободной личности в гражданском обществе.

Гражданское воспитание и профессиональное обучение – единый, целенаправленный процесс формирования личности гражданина, предусматривающий органичное введение процесса гражданского воспитания студентов в общую систему профессиональной подготовки. Успех воспитания гражданина в колледже во многом определяет духовное пространство студенческой среды, которое ориентирует студента на личный опыт демократических отношений, студенческое самоуправление, проектирование и создание аналогичного пространства в будущей профессиональной деятельности.

В нашей экспериментальной работе по теме «Гражданское воспитание студентов в педагогическом колледже» мы опираемся на концепцию, разработанную доктором педагогических наук Н.Савотиной. Сущность концепции заключается в формировании гражданственности студента на основе ценностного континуума, включающего формирование ведущих мировоззренческих позиций ценностного плана, социально значимых ценностей: патриотизма, чувства долга, ответственности, свободы выбора в принятии решений, толерантности, милосердия, социальной активности и их закрепление в различных звеньях (полях) образовательного пространства: информационном, поликультурном, социальном, воспитательном, в процессе самоподготовки и социального самоопределения. Все это составляет основу гражданского миропонимания личности и определяет отношение студенчества с позиций гражданского долга и ответственности по отношению к государству, обществу, самим себе.

Согласно концепции в качестве основных условий, обеспечивающих оптимизацию процесса воспитания в колледже, выступают: наличие информационного поля воспитания с комплексом правовых, психолого-педагогических и социальных знаний; создание воспитательного комплекса в рамках интеграции федерального и национально-регионального компонентов; расширение социального поля деятельности студентов; развитие поликультурной компетентности студента и потребности к совершенствованию гражданских качеств; повышение культуры организации процесса воспитания с использованием ценностных концептов (принципов) индивидуального взаимоотношения студентов с окружающим миром.

За три года экспериментальной работы в колледже были апробированы спецкурсы «Подготовка будущего педагога к гражданскому воспитанию в современном дошкольном образовательном учреждении» и «Подготовка будущего педагога к работе в полиэтнической среде». Эти курсы были включены в учебные планы.

Курс «Подготовка будущего педагога к гражданскому воспитанию в современном дошкольном образовательном учреждении» направлен на овладение студентами основ педагогической деятельности воспитателя по гражданскому воспитанию.

Основная цель курса «Подготовка будущего педагога к работе в полиэтнической среде» состоит в том, чтобы помочь студентам освоить культуру межнационального общения в полиэтнической среде, показать роль народных традиций в формировании и развитии личности в современных условиях, ознакомить с особенностями воспитания в различных конфессиях и раскрыть методику работы педагога в полиэтнической среде.

В рамках совместного пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» Москвы и ЮНЕСКО колледж подписал соглашение о совместном сотрудничестве с Ресурсным центром «Воспитание ценностных ориентиров» – ЦРР – детским садом №1837.

Целью соглашения стало развитие сотрудничества в области воспитания и образования детей младшего школьного возраста, направленного на создание благоприятной городской среды для родителей и детей, а также подготовки педагогических кадров для дошкольных учреждений. Соглашение предусматривает организацию и прохождение педагогической практики студентами колледжа на базе ДОУ сетевого взаимодействия (№№1266, 1327, 1591), а также участие в «круглых столах», проведение мастер-классов и научно-практических конференций по теме «Воспитание ценностных ориентиров».

Мы надеемся, что совместная работа педагогов колледжа и ресурсного центра поможет создать среду для достойного воспитания будущего поколения российских граждан.

Ф. КАСКУЛОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора педагогического колледжа №14

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте