Работа с одаренными детьми заставляет особенно остро ощутить общеизвестные недостатки традиционного школьного обучения – установку на репродуктивную деятельность, отсутствие индивидуального подхода к развитию ребенка, жесткое ограничение личностной свободы учащегося, авторитарность в основе отношений между учителем и учеником и как следствие невозможность полноценной самореализации ребенка.
Основной целью образовательной программы «Лиги Школ» стало воспитание «первопроходцев», а основным средством достижения этой цели – превращение обучения из репродуктивной, нормативной, нетворческой деятельности в процесс самостоятельного освоения мира и обязательно через личностное переживание.Конкретными методами образования оказываются: – экспериментальная деятельность учащегося при обучении естественно-научным дисциплинам. До получения от учителя знаний по тем или иным систематическим курсам перед учащимся ставят задачу – опытным путем самому открыть действие определенных законов. Тем самым моделируется исследовательская деятельность ученого, а обучение превращается в процесс личностного освоения мира;- обращение к первоисточникам как основной принцип обучения истории, литературе, истории искусства. Работа непосредственно с культурными памятниками, без обращения к справочной или учебной литературе преодолевает отчужденность осваиваемого материала, делая его составной частью индивидуального опыта ученика. Исследование в широком смысле – это любая самостоятельная работа с первоисточником. Не важно, работаем мы с ним 1 час или 3 месяца. Учебники традиционным образом мы не используем;- исследовательская и творческая деятельность на природе при обучении ботанике, географии, астрономии, истории искусства, изобразительному искусству позволяет дать ученику наглядное представление об изучаемых явлениях.Перечисленные виды работы отчасти есть и в традиционных системах образования, однако они имеют чисто вспомогательный, иллюстративный характер, не способствуя преодолению разрыва между школьным образованием и тем миром, в котором мыслит себя современный подросток. Подчеркну два важных отличия. Во-первых, в «Лиге Школ» эксперимент, исследование и открытие стали основой образовательного процесса, его организационной и эмоциональной сутью. Во-вторых, тут активно используется взаимовлияние различных исследовательских работ. Междисциплинарность в привычном понимании – литература и МХК, филология и культурология, биология и химия, информатика и математика – и у нас в школе само собой присутствует. Но уже много лет у нас есть иное понимание междисциплинарности как набора приемов, принципов, «вырастающих» из всех проводимых исследований и взаимообогащенных в процессе рефлексии этих приемов. Проще говоря, каждый вид исследовательской работы дает возможность научить каким-либо умениям, важным и для исследований в других областях.Обучение, основанное на принципе индивидуального пути к знанию, помимо развития интеллектуальных способностей заставляет пересмотреть многие педагогические стереотипы: установка на личную творческую деятельность ученика требует перестройки отношений «ученик – учитель» с отношений авторитарного управления на совместную творческую деятельность и сотрудничество; личностная направленность процесса обучения создает условия для развития свободного, критического мышления, без которого не может быть сформирована независимая гражданская позиция, необходимая для демократической страны; ситуация свободного общения, отсутствие жестких дисциплинарных рамок при установке на высокую личную продуктивность требует создания в школе такого правового пространства, в котором права и обязанности воспринимаются как естественная норма общения, а не заданные извне дисциплинарные ограничения. Результаты, которые показали ученики «Лиги Школ» во время международных исследований PISA-2009, стали прямым следствием представленной образовательной программы: среди российских школ наша школа лучшая, а среди всех школ 65 стран-участниц – 25-я.Сергей БЕБЧУК, директор школы №1199 «Лига Школ»
Комментарии