Музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя и ученика при изучении школьных дисциплин и направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности. Особенно значимым может быть использование музейно-педагогических технологий при изучении предметов естественно-научного цикла, в частности биологии.
Прекрасную возможность повысить познавательный интерес к изучению предмета дают экскурсии и практические занятия в музеях. Ряд таких занятий-экскурсий предлагает Биологический музей имени К.А.Тимирязева. При изучении раздела «Растения» можно использовать практические занятия, которые предлагают экскурсии «Растительная клетка и ее строение», «Корень, стебель, лист», «Лист и фотосинтез». Такие занятия – экскурсии-практикумы – расширяют программные задачи школьного урока, предоставляют школьникам достаточный уровень самостоятельности, что влияет на успешность усвоения биологических знаний и обеспечение положительной обратной связи.
Также музей предлагает свои экспозиции для проведения уроков учителями в рамках проекта «Учебный день в музее». Городской методический центр предлагает учителям активно включиться в разработку и проведение таких уроков и дает рекомендации для их проведения. На сайте центра есть готовые разработки уроков с методическим сопровождением, которые связаны с темами образовательной программы и используют музейные пространства Государственного Дарвиновского музея, Биологического музея имени К.А.Тимирязева, Музея человека «Живые системы», Московского зоопарка, ландшафтного музея-заповедника «Царицыно». Благодаря таким занятиям ученики не просто получают сухую фактическую информацию, а используют знания на практике, проходя тесты и выполняя задания. Педагоги нашей школы принимают активное участие в этом проекте. Учителя-предметники проводили такие учебные дни в Московском зоопарке, в музее-заповеднике «Царицыно».
Музейно-педагогическая технология вооружает учителя новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе включения музейного пространства и современных технологий в образовательный процесс. Это позволяет сделать процесс учения более насыщенным, интересным, повышает культуру школьника, развивает его кругозор, раскрывает новые грани познания.
Анна СТРОГАНОВА, учитель биологии школы №883
Комментарии