Я всегда мечтала войти в такой класс. В класс, где присущие любому школьному интерьеру вещи не нарушают привычный порядок, но в то же время будто приглашают изменить твоему устоявшемуся представлению. Поэтому стоило оказаться среди расположенных полукругом одноместных парт, как тут же вспомнилась кафедра в Царскосельском лицее, где молодая поросль России слушала лекции мудрых профессоров. Конечно, 9-й «В» класс петербургской гимназии №587 мог бы изумиться, услышав о подобном ассоциативном ряде, однако благодаря их юношеской оживленности, открытости познанию в воздухе урока еще долго витала иллюзия классического прошлого.
В гимназии №587, созданной пятнадцать лет назад, все эти годы успешно претворяется в жизнь идея союза школьного и дополнительного образования. Когда речь зашла об уроке, то директор гимназии, заслуженный учитель РФ Елена Николаевна Столбова заметила, что урок каждого из учителей достоин внимания. С этим трудно не согласиться, поскольку у одной из лучших гимназий города ежегодный высокий процент поступлений детей в вузы. Однако отправились мы на урок истории в 9-й «В» класс, который давала учитель высшей категории Галина Кирилловна Петриченко. Свое отношение к предмету она могла бы охарактеризовать словами известного историка профессора Сергея Платонова: «Национальная история есть путь к национальному самосознанию. Действительно, знание прошлого помогает понять настоящее и объясняет задачи будущего. Народ, знакомый со своей историей, живет сознательно, чуток к окружающей его действительности и умеет понимать ее. Задача, в данном случае можно выразиться – долг национальной историографии, заключается в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете».
Тема повторительно-обобщающего урока звучала так: «Россия в 1917 году». По мнению Галины Петриченко, это одна из самых сложных тем. На данном уроке важно было сохранить в памяти события 1917 года от Февральской до Октябрьской революции, а также понять алгоритм решения тестовых заданий в рамках подготовки к экзамену по истории в формате ЕГЭ. Еще одна практическая цель на уроке: освежить в памяти ребят работу с источником, развить и представить их аналитические способности, сравнительно-сопоставительные умения, а также умения делать выводы, обобщения.
Примечательно, что при работе с тестовыми заданиями использовался дифференцированный подход. То есть ребятам предлагались тесты разной степени сложности. От общих, где двадцать вопросов, составленных только по материалам пройденных параграфов, до тестовых заданий повышенного уровня сложности для ребят, интересующихся историей как предметом, наукой.
И раздачу тестовых заданий, и объяснение алгоритма их решения предваряла недолгая историческая видеохроника, где были запечатлены события 1917 года. Эти несколько минут словно погружали в смятенную атмосферу тех дней.
После просмотра Галина Петриченко привлекла внимание ребят к доске. Она условно разделена на две части. В первой под заголовком «Даты» написано: «Россия была провозглашена республикой». Далее предлагаются варианты ответа: 1 сентября 1917 года, 3 марта 1917 года, 5 января 1918 года, 25 октября 1917 года.
– Это кажущееся легким задание на самом деле сложное, – объяснила учительница. – Когда вы будете вспоминать события 1917 года, то наверняка забудете какие-то конкретные даты. Однако опорные даты останутся. Чтобы решить данное задание, нужно отсечь те даты, которые не относятся к нужному нам периоду времени.
В последующем диалоге между учителем и учениками ярко обозначается повторительный характер урока. Ребята перебрали в памяти указанные даты, вспоминая, что происходило в этот период. Цепь рассуждений строится следующим образом: две общеизвестные даты отметены – отречение от престола Николая II (5 января 1918 года) и штурм Зимнего дворца (25 октября 1917 года). Над двумя оставшимися датами ребята размышляли так: что может привести общество к стабильности? Новая система власти. Как ее добиться? Революцией, диктатурой. Ключевое понятие – «диктатура». Ближе к какому событию была попытка установить диктатуру? С кем это связано? Ребята вспоминают фамилию Керенского, который попросил авторитетного военного Лавра Корнилова возглавить армию. Наташа Астахова добавила при этом, что Корнилов «не прошел переднюю Распутина». То есть этот человек добыл себе славу собственными заслугами, а не воспользовался влиянием царского фаворита. Таким образом, понятно, что Россия была провозглашена республикой 1 сентября 1917 года.
Вторая часть доски предлагала решить тестовое задание «Факты», где на вопрос «Что из названного было принято на II съезде Советов в октябре 1917 года?» нужно было выбрать вариант ответа. Конституция РСФСР, первый пятилетний план, Декларация об образовании СССР, Декрет о земле? Поскольку вопрос любой революции – это вопрос о власти, то в данном случае земля олицетворяла власть. Поэтому ребята выбрали последний вариант ответа.
Да здравствует импровизация!
Живой диалог, просмотр видеохроники – все это можно считать разными формами урока. По словам Галины Петриченко, чем больше импровизации, тем интереснее и учителю, и детям. К примеру, увлекательным получилось путешествие ребят по картам, вывешенным на доске. Существовал довольно большой выбор карт, и нескольким смельчакам было предложено выбрать те из них, которые относились бы к изучаемому периоду и в той или иной степени объясняли причины революций. В результате ребята выделили события Февральской революции 1917 года, Первой мировой войны 1914 года и Гражданской войны 1918 года и объяснили, что основными причинами революций были Первая мировая война и раскол государства.
Беглое восстановление хронологии событий тех дней чередовалось ответами на тесты повышенной сложности. К примеру, группа так называемых аналитиков должна была справиться с таким заданием: по данному текстовому отрывку определить, о какой исторической личности идет речь. По словам Наташи Ивановой, более всего группа сомневалась, какому историческому деятелю принадлежит такой портрет: «Он был деятелем российского и международного социал-демократического движения, философом, пропагандистом марксизма. В 1917 году вернулся в Россию из эмиграции, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно, но контрреволюцию не поддерживал». После некоторых раздумий ребята решили, что речь идет о Плеханове. Наташа Иванова также дополнила свой ответ:
– Он был идейным вдохновителем Ленина и говорил: «Россия еще не смолола муку, из которой будет испечен пирог социализма». Принадлежал к партии меньшевиков и считал, что власть не должна переходить к рабочему классу.
Еще одна группа ребят подвела итоги урока, справившись с самым сложным тестовым заданием. Как заметила Галина Петриченко, им нужно было проявить аналитические и сопоставительно-сравнительные умения, то есть сравнить основные параметры Февральской и Октябрьской революций 1917 года в рамках даты, понятия и итогов. По мнению ребят, ключевыми параметрами для Февральской революции 1917 года являлись: отречение Николая II от престола, установление двоевластия и впоследствии приход к власти Временного правительства. Для Октябрьской революции 1917 года – приход к власти большевиков, их сотрудничество с левыми эсерами и впоследствии распространение по стране советской власти, а также создание Совета народных комиссаров. Общий вывод: одна революция так или иначе пришла к другой.
Таким образом, таблица со сравнительными характеристиками четко, схематично объяснила юным историкам причинно-следственную связь революционной ситуации в России 1917 года и в то же время задала главный вопрос: как себя чувствовал человек – очевидец, участник прошлых событий?
– Поэтому в конце урока ребята получили домашнее задание: написать эссе на тему «Если бы я с помощью машины времени попал в 1917 год, я бы…», – говорит Галина Петриченко. – Они знакомы с эссе как с литературным жанром. На истории оно предполагает знание конкретного исторического факта и свое отношение к нему. Я сама бы с удовольствием выполнила это задание. Мы знаем, что история не терпит сослагательного наклонения, но когда мы с помощью собственной фантазии превращаемся в очевидцев ярких, бурных, не всегда правильных событий, может быть, это поможет нам в будущем избежать политических ошибок, поспешности в суждениях.
А вот что говорят дети
Было бы большим упущением не поинтересоваться по окончании урока мнением о нем у самих же ребят. Андрей Никитин, например, остался доволен энергичностью, динамикой происходящего.
– Такие уроки систематизируют представление о давно минувших событиях, позволяют достаточно глубоко вникнуть в их суть. Почему необходима систематизация? Потому что сам изучаемый период труден: много дат, терминов, партий. Без подготовки этот сумбур не понять, а если вовремя не схватить суть, то в последующих событиях можно просто утонуть. Считаю главным, что вопросы все-таки остались. Они должны оставаться после урока.
Наташа Астахова призналась, что от пройденной темы находится под впечатлением. У нее даже сложилось мнение, что не случись свержения в России монархии, жизнь страны складывалась бы совершенно иначе. Наташа готовится к участию в районной олимпиаде по истории «Купчинские чтения», и подобного рода уроки для нее – хорошее подспорье.
Галина Петриченко согласилась с мнением ребят, что урок состоялся, а от себя добавила:
– Мне понравилось, что на этом уроке проявили себя обычно скромные, тихие ребята. К примеру, меня приятно удивили Даша Дергушина, Галя Кабанова. Последняя, я знаю, замечательно поет и увлекается географией. И тем отраднее замечать интерес к истории, которая не является любимым предметом.
На уроке мы использовали разные формы, в том числе были импровизационные моменты. Скажем, работа у карты была спонтанной, и здесь можно отметить Диму Стрекалова. Он ходит в исторический кружок, увлекается стрелковым оружием и показывает глубокие знания в области военной истории. Дима сумел понять задачу – проанализировать карты, выделить необходимые для сегодняшнего урока и показать по этим картам причины революций – и справился с ее решением.
Что я еще считаю важным? Что дети хотели говорить на уроке и говорили. Не боялись ошибиться, признаться в своих сомнениях. Единственное, что могло огорчить, – это ограниченность времени. Но история – не только прошлое, но и настоящее, и меня утешает, что она всегда остается с нами.
Санкт-Петербург
Чем больше импровизации, тем интереснее
Комментарии