Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.
Франсуа де Ларошфуко
Люди по своей природе склонны к единообразию и послушанию. И это нормально, даже хорошо. Но бывают ситуации, когда человек должен стать непослушным и эксцентричным. Например, на курортах многие тонущие боятся разрушить пляжную идиллию и не зовут на помощь. А для сохранения своей жизни крайне необходимо разрушить эту идиллию и привлечь к себе всеобщее внимание.
Еще, когда звучит пожарная тревога, большинство людей смотрят на реакцию окружающих, вместо того чтобы встать и быстрым шагом направиться к выходу: они стесняются выглядеть глупо в чужих глазах. А для сохранения своей жизни нужно наплевать на мнение окружающих.
Или когда дети послушно идут с педофилом к нему домой «покушать пирожные», то в большинстве случаев они понимают, что не нужно следовать за этим человеком. Но у них нет навыка непослушания, сопротивления. Они не обращаются за помощью путем целенаправленного привлечения к себе внимания. А для сохранения жизни им нужно уметь быть непослушными и не бояться оказаться в центре неприятной истории.
Мы все должны уметь быть эксцентричными для сохранения жизни и защиты своих интересов в критической ситуации. Неординарные ситуации требуют неординарного поведения, которое в таких обстоятельствах является адекватным. Учиться неординарному поведению нужно, естественно, в обыденной ситуации, когда ничего не угрожает.
Основные понятия
Эксцентричный – это выходящий за пределы обычного, странный, причудливый, экстравагантный, необычный, неординарный, небанальный, своеобразный, оригинальный.
Не стоит путать эксцентричное поведение с эпатажным. Эпатаж – это провоцирующее поведение, демонстративные действия, нацеленные шокировать, поразить публику. Также не нужно путать эксцентричность с нонконформизмом и негативизмом, которые выражают открытый протест и противостояние нормам группы.
В эксцентричности нет протеста и противостояния другим людям. Эксцентричность – это индивидуальность, личностные особенности, которые в развитых группах легко гармонируют с групповыми нормами. В примитивных группах индивидуальность (эксцентричность) подавляется.
Получить удостоверение
Со мной однажды произошла история, показывающая, насколько глубоко в нас сидит стремление к единообразию и насколько мы не способны к эксцентричности.
Меня по приказу директора школы отправили на обучение, которое длилось четыре дня. Группа состояла из педагогических работников из разных городов и районов Красноярского края.
В первый день преподавательница попросила участников озвучить свои учебные цели на этот курс. Все по очереди стали делиться, чему они планируют научиться. Каждый говорил что-то умное. Когда очередь дошла до меня, то я представился и сказал, что моя цель – получить удостоверение о повышении квалификации. То есть никаких познавательных целей нет, нужна лишь бумажка.
Да, я понимал, что это звучит грубо. Понимал, что это эксцентричный поступок. Ожидал, что мое неординарное заявление вызовет улыбки на лицах некоторых участников. Но ошибся: аудитория восприняла мое заявление как эпатаж и ответила взрывом безудержного длительного смеха.
От преподавательницы я предчувствовал спокойную реакцию. Но и здесь ошибся. Женщина отреагировала обидой и сказала, что для получения удостоверения я могу приехать в последний день занятий. Решил уточнить, во сколько и куда подойти. Преподавательница опомнилась и ответила, что не нужно воспринимать ее слова буквально.
Теперь давайте объясню, почему я совершил этот эксцентричный поступок. Во-первых, качество обучения в государственной системе повышения квалификации учителей низкое. Во-вторых, мой опыт обучения в местном учреждении повышения квалификации педагогов подтверждал низкое качество. В-третьих, способ формирования группы свидетельствовал об особенно низком качестве данного курса. Группа формировалась методом административного принуждения. Орган управления образованием приказал директору отправить двух педагогических работников школы на этот курс. Директор издал приказ о направлении на курс и попросил подписаться. То есть я не выбирал этот курс, никто не объяснял его ценность. В-четвертых, преподавательница начала занятие на полтора часа позже.
Занятие должно было начаться в 9.00. Я приехал в институт в 8.00 и в 9.00 был готов к продуктивному обучению. Но оно не началось. В 10.00 преподавательница зашла в кабинет и сказала: «Не все еще подошли. Ну пойду покурю пока». И ушла еще на полчаса. В итоге к занятию приступили лишь в 10.30.
За полтора часа накопилась изрядная доля раздражения. Если бы я так расслабленно работал, то меня бы давно уволили. В школе уроки по 40 минут. Опоздание на полтора часа – это прогул двух уроков. Сознательная задержка начала занятий на полтора часа означает не просто низкое качество обучения, а демонстративно низкое качество.
Таким образом, я изначально был скептически настроен на обучение в этом институте. Был раздражен, что в приказном порядке вырвали из рабочей рутины. И окончательно добит тем, что преподавательница беззаботно выбросила полтора часа учебного времени.
Я заявил, что у меня нет никаких учебных целей на этот курс, потому что за полтора часа меня даже не попытались чему-то научить. Какие бы ни были цели, какая бы ни была мотивация, мне не дали ни одного шанса чему-то научиться.
Обратите внимание, что я не выступал против системы, не проявлял нонконформизма. Вел себя адекватно системе: приказали – я без единого вопроса выполнил приказ. Это честная сделка, когда работодатель оплачивает потраченное время.
Но почему я должен делать вид, что получаю от происходящего удовольствие? В трудовом договоре нет обязанности демонстрировать счастье от выполнения должностных обязанностей. Если преподавательница не делает вид, что дает качественное обучение, то почему я должен делать вид, что получаю качественное обучение?
Я хожу на работу, чтобы получать зарплату. Чтобы мне оплатили время обучения, я должен предоставить работодателю копию удостоверения о повышении квалификации. Чтобы получить удостоверение, требуется посещать все занятия и выполнять задания. Мое заявление было, с одной стороны, грубым, с другой – банальным: все участники курса пришли с такой же целью – получить удостоверение и зарплату за время обучения.
Судя по тому, что заявление вызвало безудержный смех, была задета натянутая эмоциональная струна. Попал в яблочко. Все смотрели на ситуацию так же, как я, но никто не думал, что об этом можно сказать вслух. Если бы я был не прав, то никто бы не засмеялся и не улыбнулся.
Любопытная деталь. В конце обучения группа разделилась на несколько команд для подготовки программ. В последний день обучения представитель каждой команды должен был презентовать программу перед всей группой.
Когда настало время кому-то первому выступить перед аудиторией, никто не хотел выполнять поставленную задачу, а преподавательница спросила: «Кирилл, может, вы начнете?» Это опять же свидетельствует о том, что на первом занятии все с умным видом лицемерили. У многих не было никаких учебных целей.
Если я осознаю бессмысленность происходящего, то почему должен делать вид, что происходящее наполнено смыслом? Почему нельзя произносить вслух тривиальные мысли, которые большинство разделяют?
Удостоверение о повышении квалификации, разумеется, выдали.
Важно отметить, что претензий к преподавателям системы повышения квалификации нет. Когда у человека оклад 8000 рублей, какое может быть качество обучения? Ответственность за это качество несут чиновники, устанавливающие оклады.
В шестом эпизоде сериала «Уэйн» (Wayne) есть эксцентричная речь директора школы, которая похожа на описанную мной историю. Директор выступает на конференции:
– Всем привет. Я Том Коул. Из школы «Хаглер» в Броктоне, Массачусетс. Когда я готовил эту речь, мне посоветовали порыться в себе и говорить от души. Ну вот я порылся, и знаете, что откопал? Ненависть. Просто тонны ненависти. Ненависть к детям, к школе, к моей работе. Но в основном к самому себе.
– И зачем тогда вы здесь? – вопрос из зала.
– Джентльмен в слаксах и сандалиях интересуется, зачем я приехал. Очевидно, затем, чтобы попытаться получить грант на компьютерную технику. Которую раскурочат, растащат и заляпают. Это, кстати говоря, реальная история: когда мы закупали планшеты, один буквально осквернили. Теперь нам нужны новые планшеты. Но знаете, откуда это берется? Оно берет начало от нас. Образуется вверху и стекает потом вниз. Я этим детям даже в глаза смотреть не могу. Ведь, если посмотрю в их сопливые, все в пирсинге лица, это напомнит мне, что я их подвел. Кто-то из вас тоже уже сдался. Ну вот слаксы с сандалиями точно сдался: это ж ужас. И этот парень (показывает на предыдущего спикера) тоже сдался, потому что он свою речь скачал из Интернета, как и я хотел сделать. Так вот, я о том, что нам надо работать усерднее. И может, сперва нам надо измениться, а уж потом просить измениться их. Купим этих айпадов. Спасибо!
Безусловно, неординарное выступление. Сначала аудитория слушала с недоумением, но к концу речи все смотрели с одобрением и уважением.
Поведение директора было, с одной стороны, эксцентричным, а с другой стороны, он не сказал ничего необычного. Все делали вид, что они продвинутые современные директора, которым есть что сказать. Но на самом деле многие из них приехали, чтобы получить деньги на новую технику для школы. Это простое и понятное хозяйственное желание любого директора.
Еще он признался в усталости. Это тоже типичное состояние педагогического работника. Он тратит силы на получение новой техники. А потом эту технику испортят небрежным отношением ученики и учителя. Он это знает и все равно тратит силы.
Этот директор был искренним. Мы живем в мире, где сказать правду – значит быть оригинальным.
Табуирование индивидуальности
Проще всего учить детей эксцентричности, поощряя спонтанную экстравагантность школьников. Например, нередко дети красят волосы в неестественные яркие цвета и делают своеобразные стрижки и прически. Нужно хвалить детей за эту причудливость.
Но педагоги зачастую делают прямо противоположное – ругают за экстравагантность. Иногда даже в СМИ появляются новости, что какому-то ребенку запретили посещать школу из-за необычной стрижки.
Важный нюанс: волосы – это часть тела. Когда педагогические работники посягают на прическу ребенка, они посягают на тело ребенка.
У меня всегда возникал вопрос в таких случаях: какое отношение прическа ребенка имеет к образовательному процессу? Ответ: никакое. Просто для значительной части педагогов ценно подавлять различия, а не ценить их. Некоторым почему-то важно запрещать индивидуальность в самых безобидных формах. Быть самим собой у нас не приветствуется, даже если наши подлинные мысли, чувства, слова и поступки просты, понятны и безвредны.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск, фото автора
Комментарии