Недостаток информации – прекрасная почва для домыслов. В этом плане экопоселениям «повезло» не меньше других неординарных явлений общественного бытия. Кому-то они чудятся местом пребывания сект, кто-то убежден, что от цивилизации сюда сбегают несчастные, опустившиеся люди, для кого-то идеи экологии души и тела являются блажью. На деле все обстоит донельзя просто. По словам исполнительного директора Сети экопоселений и экоинициатив, представителя Глобальной сети экопоселений Ляйсан Мирзагитовой, если брать в употребление слово «бегство», то да, экопоселенцы сбегают, но, если угодно, не от чего-то, а к чему-то. Вернее, к кому-то. То есть к себе. Экопоселенцы – это люди, которые взяли на себя смелость создавать что-то новое, альтернативное, а вовсе не стремящиеся сбежать от каких-то трудностей. Причем подавляющее большинство среди них – люди, состоявшиеся в личной и профессиональной сфере.
Кстати сказать, идея устойчивого развития, так сказать приумножения, прекрасно проиллюстрирована экопоселением «Невоэковиль». Как рассказал руководитель сообщества Иван Гончаров, в 1994 году было всего восемь экопоселенцев. Сейчас их 50, и из них 19 детей. За 17 лет в Невоэковиле родилось 16 детей
По определению Мирзагитовой, экопоселения – это добровольный социально-экономический эксперимент по созданию модели устойчивого развития. Содружество людей, которые добровольно поехали в деревню и которые придерживаются некоторых принципов. К примеру, таких, как наименьшее негативное воздействие на природу, на окружающую среду, возможно, полное экономическое самообеспечение, осознанный разумный минимализм и т.д.
За рубежом создание таких поселений началось еще в начале 1960-х и стало активно развиваться с 1968 года, когда по инициативе Матери, сподвижницы индийского духовного учителя Шри Ауробиндо, был заложен Ауровиль, Город Рассвета, в котором ныне проживает более 1200 человек 31 национальности, приехавших туда со всех уголков мира. В настоящее время трудно назвать цифру, характеризующую количество экопоселений в мире. Существует ассоциация экопоселений мира – Всемирная сеть экопоселений, объединяющая три региональные сети: Глобальную сеть экопоселений стран Океании и Азии, Глобальную сеть экопоселений Америки и Глобальную сеть экопоселений Европы. Можно смело утверждать, что движение это мощное и ширящееся по всему миру.
Первые экологические поселения в России были основаны в начале 1990-х годов, в период распада СССР, перестройки экономики и всей жизни страны. Началу создания экопоселений способствовало то, что с перестройкой, с одной стороны, всплыли на поверхность и стали быстро усугубляться существовавшие до этого проблемы экологии, с другой стороны, у многих людей разрушилась устоявшаяся социальная и профессиональная жизнь. Осознание проблем с экологией и психоэмоциональная встряска от быстро меняющейся жизни многих натолкнули на поиски способов устойчивого развития. Идее построения экопоселений способствовала и ставшая более доступной информация о зарубежном опыте экопоселений.
Из российских созданных на «первой волне» наиболее известны поселения Китеж (Калужская область), Гришино (Ленинградская область), Невоэковиль (Сортавальский район, Республика Карелия), Тиберкуль (Курагинский район, Красноярский край). Жителями первых экопоселений становилась в основном бывшая городская интеллигенция без особого опыта жизни на земле (не считая дачного), многих их них новые условия жизни в некотором роде вынудили искать альтернативную философию и альтернативный жизненный путь.
Жизнь российских экопоселений строится на принципах, общих для многих экопоселений мира. Для всех основной задачей является жизнь в ладу с природой, без нанесения ей ущерба, что выражается в стремлении снизить антропогенную нагрузку на среду, в исключении использования пестицидов, гербицидов, неорганических удобрений в садах и огородах, в пищевых предпочтениях: большинство проживающих в поселениях придерживаются вегетарианства. Экопоселенцам свойственно стремление к возможно более полному самообеспечению и к гармоничным отношениям внутри сообщества, будь оно в виде общины (Тиберкуль, Китеж) или в виде независимых хозяйств (Гришино, Невоэковиль). Жителям всех экопоселений свойственно увлечение теми или иными духовными учениями, совсем не обязательно общими для всех поселенцев (как в случае с Тиберкулем).
Сегодня в России более трехсот экопоселений. Больше всего экопоселений находится в Московской области.
Мы не роботы!
«Устойчивое развитие» – не просто удачное словосочетание. Как заметила Ляйсан Мирзагитова, идея устойчивого развития в том, чтобы предыдущее поколение оставляло следующему поколению столько же и, возможно, больше, чем имело само:
– Увы, сегодня мы оставляем нашим детям и внукам землю, которая выглядит гораздо хуже, чем мы ее приняли от наших бабушек и дедушек. Я родилась в советское время и помню, как мы, не боясь отравиться, пили воду из крана, без опаски играли во дворах, знали много игр, много двигались, не подозревали о диатезе и т. д. Сегодня многое изменилось. И не только в плане экологии. Идет дегуманизация жизни в городах, обезличивание человеческого общения. Мы этого не замечаем, пока не уедем из города. Люди становятся похожи на роботов, страдают от недостатка творчества. Поэтому одна из составляющих экобытия – развитие творческого потенциала личности, новое образование для детей. Это не значит, что дети не получают общего образования, просто в рамках экопоселения оно более полное, нефрагментированное. Мы считаем, что нужно воспитывать не человека-потребителя, а человека-творца.
Кстати сказать, идея устойчивого развития, так сказать приумножения, прекрасно проиллюстрирована экопоселением «Невоэковиль». Как рассказал руководитель сообщества Иван Гончаров, в 1994 году было всего восемь экопоселенцев. Сейчас их 50, и из них 19 детей. За 17 лет в Невоэковиле родилось 16 детей!
– Люди захотели иметь детей, как только пришли на землю, причем имущественный ценз и доходы не имели никакого значения, – объясняет Гончаров. – 95 % из нас были люди с высшим образованием. Мы были идеалистами и ими остались. Ехали строить свои миры. Свой проект мы не создавали в жестко прорисованных концепциях и правилах. Жили от проблемы: возникала она, мы ее решали, и это ложилось в основу нашего бытия. Поэтому основные принципы нашего бытия: свобода выбора, сетевая структура, опора на собственные силы, открытость, естественность развития, формирование экологического мировоззрения. При этом мы не воспринимаем себя как нечто инородное, активно участвуем в жизни внешнего социума, чувствуем ответственность за то, что происходит в нашей семье, деревне, городе, стране.
Образование, по словам Ивана Гончарова, одна из важнейших составляющих жизни в экопоселении. В крупных экопоселениях, как правило, сосредоточен большой интеллектуальный потенциал, ведь здесь действительно проживает в основном интеллигенция, поэтому возможно организовать обучение своими силами и подойти к этому инновационно. Скажем, применить известные авторские методики. Однако в небольших экопоселениях предпочитают обучать детей в городских школах. Прежде всего потому что важен аспект социализации. «Экодетям» дальше жить в этом мире, и они должны уметь выстраивать в нем отношения. Есть, конечно, семьи, что учат детей дома, и ребята, как правило, успешно сдают экзамены. Немалую роль в этом играет то, что среди экопоселенцев много учителей.
Примечательно, что никто не ставит целью по окончании школы вернуть ребенка в экопоселение. Как заметил Иван Гончаров, выбор жизни, подобной жизни родителям, должен быть за ребенком. Его старший сын, к примеру, вернулся в экопоселение, потому что ему это нравится, ему это близко. Сегодня в экопоселении нет проблем с недостатком информации – у всех скоростной Интернет. Однако здесь есть то, чего нет в городе. Например, есть пространство, есть лес, есть жизнь поселения как жизнь большой семьи, в которой колоссальное количество интересных людей. Ребята могут заниматься спортом, керамикой, кузнечным делом, могут танцевать, петь, рисовать, изобретать. Жизнь в экопоселении гораздо насыщеннее и интереснее, чем в городе.
Может, поэтому уходят отсюда редко, хотя жизнь на земле жесткая. Земля требует большей ответственности, большего труда, большего напряжения, и для семьи в том числе. Особенно для городской семьи. На земле мужчина должен стать мужчиной, а женщина – женщиной. Гендерные признаки начинают проявляться явно и резко. Женщина не пойдет пилить и колоть дрова, а у мужчины не будет времени сварить обед. Даже при условии, что труд будет максимально технологизирован, уклад жизни на земле требует иной психической и физической активности.
Конечно, есть и проблемы. Как признался Иван Гончаров, одной из серьезных проблем стало понимание обществом данного явления. Жители экопоселений столкнулись с негативным восприятием экопоселений как движения. Им очень часто приходится доказывать, что они не секта. И им очень хочется, чтобы потенциал, который заложен в этом проекте, был понят обществом и властью.
Это интересно
В начале 2000-х годов на идее родовых поместий, высказанной в книгах Владимира Мегрэ, возникла новая, гораздо более мощная волна создаваемых экопоселений. На сегодняшний день количество инициатив создания родовых поместий приближается к сотне. Пока большая их часть – это еще не поселения, а инициативные группы людей, занимающихся поиском и/или оформлением земли. Однако примерно половину из них уже можно отнести к разряду протопоселений, по классификации А.Шубина. Под протопоселением понимается инициативная группа людей, которая стремится к созданию общины, уже имеет для этого землю и жилье. При этом из членов группы на месте постоянно живут несколько человек, а часть группы большую часть времени проводит пока вне поселения. Людей, создающих новые экопоселения, побуждает к этому не социальное разочарование, возникшее вследствие резкой экономической перестройки, а стремление к более гармоничной, нежели возможна в городах, жизни, к возрождению нормальных человеческих отношений в малых сообществах и к гармоничному общению с природой и Землей. Особенностью экологических поселений типа «родовое поместье» является обязательное условие наличия у каждой семьи неделимого непродаваемого участка земли, обычно одного гектара, и жизнь в окружении таких же поместий, которые по замыслу должны передаваться семьей из поколения в поколение.
Комментарии