Ученые знают все. Особенно досконально изучают сферу своей деятельности ученые в области педагогики. И это неудивительно, ведь многие из них пришли в науку из учебных заведений. Директор Института среднего образования РАО Юрий Дик – не исключение. Поэтому вопрос, нужны ли методисты, мы адресовали ему.
– Раньше в управлениях образования всех уровней, были методисты, которые ходили на уроки, следили за уровнем преподавания в каждом учебном заведении. Академии образования, нашему институту это очень помогало: связь с районами мы вели через методистов.
Министерство образования РФ не устает повторять: все делается для школы, для сельской, продвинутой и т.д. Но сегодня тех, кого раньше называли методистами, назвали специалистами, и теперь каждый специалист в МО РФ за что только не отвечает. Скажем, специалист Б. Мишин отвечает за ОБЖ, за физкультуру и спорт, за экономику и многое другое. Теперь методическую работу свалили на институты повышения квалификации. Те собирают учителей раз в пять лет, потому что именно с таким интервалом времени учитель должен повышать свою квалификацию. Раньше методисты следили за исполнением всевозможных рекомендаций, нормативных документов самого министерства, сейчас их нет, нет и нужной информации на местах. Как известно, нас, академических работников, никто нигде не ждет, поэтому давно мы сами ездим к педагогам. Когда-то это было так: мы обращались к методическим службам, и те приезжали в учебные заведения вместе с нами. От такого сотрудничества была двойная польза: мы показывали научные достижения, методисты тут же соединяли теорию с практикой, давая очень практические советы учителям, учитывая наши советы. Учитель, таким образом, был в курсе всего, и это помогало ему в работе. Во всяком случае он узнавал о новых методиках, об опыте работы в разных регионах страны, мог получить совет по выбору учебников и так далее.
Реформаторы посчитали, что методисты сдерживают учителя в каких-то рамках, мешают его творчеству. Но в прежние времена, если учитель не знал тот же Липецкий метод, это воспринималось как нонсенс, сегодня, если учитель знает только опыт своей школы, своего района или своего города, это считается достаточным. Оказалось, что учитель ныне свободен от использования чьего-то весьма полезного опыта.
Нужно ехать к учителю. Мы попробовали организовать курсы повышения квалификации с выездом специалистов РАО. Предлагали так: ведем подготовку учителей с 12-го по 13-й разряд, все учителя, не имеющие 13-го разряда, могут учиться на этих курсах, и мы их подготовим к тому, что должен знать и уметь учитель, претендующий на присвоение 13-го разряда. Мы собирали группу в 20 человек, и каждому учителю это обходилось в 400 рублей за 12 дней. Но тут взбунтовались институты повышения квалификации – вы отбиваете у нас хлеб. Понять их можно: учитель должен заплатить им не 400 рублей, как нам, а 4-5 тысяч рублей. Но институт повышения квалификации – местный, а мы – приезжие, поэтому нам говорят: извините, но мы будем работать с ИПК. Вот и попробуйте разобраться, в чем правда, в чем польза и для кого!
Комментарии