Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Экономить надо с умом

Учительская газета, №27 от 3 июля 2007. Читать номер
Автор:

Общеизвестно, как наша власть относится к малокомплектным школам. Она их, если и видит, то исключительно для того, чтобы объявить убыточными для бюджета. Поскольку убыточные, значит, исходя из сегодняшнего лозунга сохранения и без того громадных средств в бюджете, такие школы нужно закрывать, утверждая, что они-де дают некачественное образование. А вот во что обходятся школьные автобусы и их ремонт, федералов не волнует. Бюджет регионов и муниципалитетов – не их бюджет.

Сельские школы еще будут вновь открывать, поскольку страна постепенно выходит из демографического кризиса, вот только здания, видимо, придется строить заново. И тут экономии бюджетов не получается: для будущего реформаторы закладывают немалые расходы на строительство.

В поселках ситуация почти как в селах – школы маленькие, хоть чуть больше, чем сельские; это значит, что при нынешнем нормативном финансировании, когда деньги следуют за учеником и благосостояние школы зависит от количества учеников, она на грани банкротства. Хорошо, если местная власть это понимает, если нет, то школа обречена. Как сельские, так и поселковые во многих регионах объединяют чисто административно и организационно, когда сельская школа становится филиалом поселковой или более крупной сельской же школы. Но пока еще не доказано, что это экономически эффективно. Благостные отчеты о том, как это хорошо, по сведениям из регионов, не содержат каких-либо конкретных цифровых данных о том, какова экономия средств от такого слияния.

В сложную ситуацию попадают нынче и городские школы. В Москве, например, к школам, пользующимся наибольшим спросом у населения, присоединяют те, которые этим похвастаться не могут. Вполне вероятно, что это позволит сохранить школьные здания на будущее, так как есть много коммерческих структур (в том числе и в социальной сфере), которые хотели бы эти здания, как говорится, «прихватизировать». Есть еще одна проблема. Счастливо выживает школа, в которой учатся около тысячи учащихся. Но в последнее время в российских городах стали строить школьные здания на гораздо меньшее количество учеников. Во-первых, многие службы уже давно выступают против больших пятиэтажных школ, во-вторых, в небольшой школе ребенку учиться лучше, чем в школе-гиганте. В малом школьном здании при нормативно-подушевом финансировании выжить тоже практически невозможно, и нужно, видимо, объединять одну школу с другой уже не для того, чтобы сохранить здание, но чтобы сохранить как таковую и школу.

Возникает сакраментальный вопрос: «Что делать?» На недавнем семинаре управленцев в Краснодарском крае шел серьезный разговор о том, какую школу нынче нужно считать малокомплектной. Основной критерий – количество учащихся в такой школе. Предложения были такие: отнести к малокомплектной такую школу, в которой не больше 100 учеников, и на этом основании предусмотреть для нее соответствующие бюджетные дотации или субвенции. Но, видимо, тут должна быть некая градация школ в зависимости от того, в каком населенном пункте они находятся. Потому что в селе в малокомплектной школе могут обучаться и двадцать человек, в поселке – до ста, а вот в таких больших городах, как Москва, Санкт-Петербург, Самара, Новосибирск и так далее, малокомплектной, вполне вероятно, станет школа с количеством учеников, не превышающем 200-250 человек.

Участники семинара дали рекомендации и субъектам РФ, и федеральной власти о принятии законодательных и нормативно-правовых актов, которые выделяли бы понятие «малокомплектная школа», обозначив, какие конкретно малокомплектные школы существуют в регионе. Закон о бюджете каждого региона должен предусматривать финансирование таких школ особым образом: по фактически сложившимся затратам или по анализируемым и уменьшенным от фактически сложившихся, но не по общему, единому нормативу. Всем понятно, что, если это не будет сделано, в целом будет сорван или усложнен характер расчета норматива, потому что особенно там, где малокомплектных школ достаточно много в процентном отношении, должна быть часть школ, финансируемых адресно. По мнению секретаря ЦК профсоюза Владимира Лившица, происходит некоторая путаница с квалификационными коэффициентами и коэффициентами поправок, они в регионах и на федеральном уровне рассматриваются по-разному. Например, министр образования Новосибирской области на семинаре рассказал о четырех поправочных коэффициентах, которые позволяют ему нормально финансировать отрасль. Как известно, губернатор Новосибирской области, выступая на заседании Госсовета, также четко расставил акценты по нормативному финансированию. В этом смысле опыт Новосибирской области по финансовой поддержке малокомплектных школ может быть признан модельным для других регионов.

Впрочем, никаких выводов после семинара на федеральном уровне, видимо, пока не сделано.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту