Если для кого-то термины «профицит», «дефицит», «бюджет» и тому подобное до сих пор остаются на уровне непознаваемого, то ребята из петербургского лицея №329 бесстрашно вступают с ними в тесное взаимодействие. То есть дружат. Серьезное понятие «экономика» для большинства из них становится неизменным попутчиком, и это объяснимо, поскольку лицей – экономический.
В начале 1990-х годов, когда многое менялось и перестраивалось в Российском государстве, стало возможным определиться в собственных интересах. У лицея №329, тогда еще школы, они совпали с усилением интереса в обществе к экономическим наукам, к экономическим специальностям. Как зачастую бывает, в период перемен всегда идет поиск союзника. Школа его обнаружила в лице Петербургского финансово-экономического института (ныне Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, а в просторечии старый добрый ФИНЭК). Взаимная симпатия в итоге привела к тому, что школа стала базовой площадкой вуза и по программе «школа – вуз» в учебный процесс были введены новые экономические дисциплины.
Шли годы, проводилось много экспериментов, что-то изымалось из учебного плана, что-то добавлялось, но, как говорит заместитель директора по УВР Надежда Спиридонова, неизменным в школе оставался интерес к экономическим специальностям и тем экономическим знаниям, что были заложены в вводившиеся в учебный план дисциплины.
90-е годы характеризовались для школы еще и как годы поиска преподавателей. Обучать детей экономической теории, истории экономики, экономике как науке приглашали специалистов высшей школы, но со временем поняли, что такая практика неоправданна. Гораздо эффективнее дать знания своим учителям на спецкурсах. По словам Надежды Спиридоновой, школа рассудила так: школьный учитель, неважно, географ он или историк, – это человек, имеющий высшее педагогическое образование, опыт педагогической работы с детьми и владеющий всеми технологиями обучения. Если к его педагогическим знаниям прибавятся еще экономические, то это будет только плюсом. Не секрет, что в какой-то момент наступает определенная стагнация, когда учителю кажется: он все знает. Новые курсы были призваны поколебать эту уверенность, открыть «второе дыхание» и заодно осуществить экономический ликбез в учительской среде.
– Период начального становления миновал, – продолжает Надежда Спиридонова. – Появились документы, определяющие, что такое образовательное учреждение, что такое лицей. Сегодня мы идем на аттестацию, но очевидно, что будем именоваться техническим лицеем, который подразумевает в разделе «Технология» профильное обучение. Мы пока только начинаем путь по модернизации школы, по созданию профильного обучения, когда ребенок после 9-го класса может четко сказать, что будет изучать предметы, связанные, например, с экономикой, но нам этот путь кажется правильным.
Сегодня лицей по-прежнему остается базовой школой известного вуза и, безусловно, работает на требования ФИНЭКа. Марина Василенко, еще один замдиректора по УВР, рассказывает, что в лицее ребят готовят к ежегодной вузовской олимпиаде, к вступительным экзаменам.
– Для того чтобы быть успешными в этом направлении, а мы успешны: до 70% наших выпускников поступают в ФИНЭК, и не только туда, но и в другие престижные вузы на экономические специальности, нам пришлось изрядно потрудиться над учебным процессом. Были введены такие дисциплины, как обществознание, право. Получила развитие интеграция всех общеобразовательных предметов с экономикой. Если представить все схематично, то экономика в лицее – системообразующий предмет. Ее аспекты присутствуют во всех предметных областях. Например, русский язык и литература. Совершенно очевидно, что экономический момент можно проследить во многих произведениях русских классиков. «Мертвые души» Гоголя – яркое тому подтверждение. Ребята также пишут сочинения, эссе на экономические темы. На математике решают финансовые задачи. На обществознании и истории постигают, что такое государственный менеджмент. Английский язык увязывается с бизнес-английским, с моделированием ситуаций, тем. Разве не стыкуются с экономикой такие темы, как «Экономическое развитие Англии», «Современная Россия: экономические проблемы»? Но надо заметить, что все это нельзя подготовить за две недели, это период обучения с 5-го по 11-й класс.
Помимо учебного процесса, экономика является стержнем, на котором строится и внеклассная работа. В лицее создано сообщество учеников, то есть своеобразная проекция медиа-холдинга, куда входят классные фирмы. Они зарабатывают виртуальные деньги, но получают за это реальные призы через аукционы. Другими словами, ребята ведут собственные дневники, по которым идет начисление виртуальных денег за определенную деятельность. Это, безусловно, деловая игра, но в основе ее все равно те экономические отношения, что складываются сегодня в России.
Несколько лет назад уникальная технология под названием «Учебная фирма» вводилась в нашем городе под эгидой ФИНЭКа, и наш лицей был вовлечен в данный проект. Сейчас у нас успешно работают четыре учебные фирмы, и нет сомнения, что их существование и функционирование обогащают учебный процесс. К примеру, мы должны были пересмотреть свой подход к информатике, поскольку к моменту деятельности в фирме, а это 10-й класс, ребятам необходимо было свободное владение компьютером. Пришлось перестраивать программу. То же произошло с английским языком, так как «работа» в фирме требовала умения общаться и составлять деловые бумаги.
«Фирменная» деятельность помогает ребятам проигрывать ситуации настоящего бизнеса. Конечно, здесь нет реального товара и реальных денег, а следовательно, невысока степень финансовой ответственности, но какой она может быть, наши дети знают определенно. Кстати, если ребенок, пройдя обучение в учебной фирме, решит для себя, что никогда не свяжет свое будущее с бизнесом, для нас это тоже положительный результат. Значит, одним «заблудившимся» специалистом станет меньше.
Структура лицея подразумевает, что с первого по седьмой класс все дети имеют равные возможности. С шестого класса впервые появляется предмет «Живая экономика», идет расширенный вариант математики, и здесь ребенок может определить для себя, интересно ему это направление или нет. По окончании седьмого класса проводится педагогическая диагностика, и родитель получает «портфолио» ребенка, то есть полную информацию о результатах обучения до седьмого класса с выкладками о возможностях и склонностях своего чада. Будет ребенок учиться дальше или перейдет в другое учебное заведение, решит семейный совет. Аналогичная возможность предоставляется и после девятого класса. И здесь уже к вопросу о продолжении учебы в экономическом лицее надо подходить основательно. До девятого класса ребенок получает общее образование, даже несмотря на то, что в учебный план вводятся никогда не лишние азы экономики, но, начиная с 10-го класса, профильность становится ярко выраженной, и рассчитывать на то, что дети смогут сдать по повышенному уровню физику или химию, бесперспективно.
Зато те, кто благополучно одолел сложные вступительные экзамены и втянулся в «финансово-экономическую» вузовскую жизнь, иначе как дифирамбы экономическому профилю лицея не поют. А на вопрос, что им это дало, отвечают: «Мы счастливы, что уже с первого курса понимаем, о чем ведет речь преподаватель».
Комментарии