search
main
0

Экономика. Рождается уверенность в себе

Экономика – это область знаний, которая необходима для каждого человека, а тем более для подрастающего поколения. Эти знания обеспечивают свободу экономических действий, понимание главных вопросов жизнедеятельности человека: «Что производить?», «Как производить?», «Кто будет потреблять?». Ответы на эти вопросы должны стать помощниками для молодежи как в повседневной жизни, так и в принятии важных и ответственных решений. Объектом изучения в школе являются главные элементы и механизмы организации экономической жизни общества.

Исследования, проведенные национальным тренинговым центром США, показали, что увеличить процент усвоения изучаемого материала могут методы активного и интерактивного обучения.

Следовательно, для реализации теории экономических знаний в практике школы необходимо использование в совокупности традиционных, активных и интерактивных методов обучения.

Основным исходным положением в теории активного обучения стало «предметное содержание деятельности», идея которого разработана академиком А.Леонтьевым и заключается в накоплении и обогащении практического опыта познания мира, реалий современной жизни нашего общества как через обучение и самообучение, так и воздействие на него.

Из урока в урок я все больше убеждалась в том, что ученики по натуре – исследователи. Вот почему я организую и направляю их поисковую деятельность на обнаружение особенностей, свойств и характеристик явлений, объектов внешней среды, на определение их сущности и содержания, на оценку их значения. Это огромное поле для создания совместных действий учителя и ученика, для решения различного рода проблемных ситуаций, без чего любая поставленная цель не может быть достигнута.

Отсюда следует, что урок экономики должен быть, во-первых, имитацией той среды, в которой они живут; во-вторых, носителем конкретных задач в деятельности человека; в-третьих, развивающим фактором, способствующим решению практических задач, изменению и улучшению того предметного мира, в котором живут обучающиеся.

Методы активного обучения способствуют развитию личности школьника путем включения его в активную учебно-познавательную деятельность. Практика показала, что их эффективное использование возможно в следующих случаях.

На традиционных уроках:

а) в качестве введения в урок постановки проблемы, которую предстоит разрешить;

б) для иллюстрации положений, разбираемых в процессе урока;

в) в заключение урока как практическое обоснование актуальности рассматриваемого вопроса и закрепления знаний, умений и навыков.

На уроках-лекциях, где вся тема занятия раскрывается при помощи методов активного обучения.

В результате совместной образовательной деятельности учеников и учителя мною отобраны наиболее приемлемые методы обучения.

Анализ конкретных ситуаций, позволяющий в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, увидеть за отдельными фактами наличие какого-либо явления или закона. При этом ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Условиями успешности применения данного метода являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью.

Например, для формирования умения анализировать изменения спроса и предложения на товар под влиянием различных факторов ученики решают следующую проблемную ситуацию. Предположим, что многие люди прислушались к призывам общества защиты природы и стали покупать для празднования Нового года искусственные елки вместо живых деревьев. Как изменятся спрос, предложение, равновесная цена и равновесное количество на:

а) искусственные елки;

б) живые елки;

в) елочные игрушки?

Данная ситуация относится к типу стандартных. Можно привести примеры решения критических ситуаций. Например, угрожающее фирме банкротство, так как ее продукция не находит полного сбыта, а издержки весьма велики и не компенсируются выручкой от продаж. К поиску путей улучшения деятельности фирмы подключается весь класс в виде небольших экспертных групп, вырабатывающих предложения о способах выхода фирмы из кризисного состояния.

Решение практических задач

Это работа творческая и поисковая. Она требует знания содержания определенных тем, владения методом расчетов. Ее концептуальными положениями являются ориентация на личность, обучение решению задач, обучение умению типизации. В процессе педагогического осмысления работы с практическими задачами мне стало ясно, что необходимо формирование у учащихся понимания их классификации и типизации. Профессор И.Фейгенберг в своих работах приводит такие типы задач: с неопределенностью исходных сведений; с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии; на обнаружение ошибок в решении; с ограниченным временем решения; на выполнение действий по какому-либо образцу.

Деловые игры

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древних времен. Сегодня деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, так как они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации. По Л.Выготскому, игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Леонтьев). В процессе применения активного обучения хорошие результаты дают следующие виды деловой игры:

а) имитационные игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности и описание обстановки, в которой происходит событие. (Например, «Производительность труда», «Конкуренция фирм»);

б) операционные игры, когда моделируют соответствующий рабочий процесс, производственный цикл и т.п. Важна имитация условий, приближенных к реальным. Например, в игре «Рынок кофе или равновесная цена» – создание соответствующего игрового поля, инструктаж по правилам поведения в различных возникающих проблемных ситуациях и т.д.;

в) ролевые игры, на которых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей участников экономического процесса. Примером может служить ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья», где каждый ученик в рамках своей роли ищет наилучшие пути сбалансирования бюджета.

За короткое время ученик имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретенным в ходе игры. На этой базе рождаются предпосылки для возникновения нового знания, истинность которого подтверждается для них результатами игровой деятельности.

Стало ясно, что необходимо в конце деловой игры определить блок знаний, который дает теоретические аспекты и формирует систему экономических знаний у детей.

Образовательная ситуация с применением методов активного обучения рассматривается как способ введения учения в деятельный процесс, в результате которого у детей развиваются следующие качества личности.

1. Коммуникативные:

способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;

умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;

умение преодолевать разногласия;

желание быть полезным и нужным обществу.

2. Мотивационные:

способность выдвигать и формулировать цели, предложения;

готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;

умение избегать повторения ошибок и просчетов;

способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;

умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.

3. Аналитические:

умение находить причины и источники критических ситуаций;

умение анализировать и оценивать свои действия;

умение соединять отдельные знания в общую систему.

Таким образом, вследствие использования на уроках методов активного обучения у учащихся формируется и развивается социальная и трудовая активность. В результате ученик, во-первых, осознает необходимость в личной потребности быть активным членом общества и социальной группы, во-вторых, овладевает определенными способами, методами проявления социальной и трудовой активности, в-третьих, получает возможность реализовать себя и, наконец, сможет чувствовать себя увереннее в реальной жизни. Мне удалось почувствовать себя педагогом, учителем именно тогда, когда у моих учеников не только загорелись глаза в процессе изучения материала, но и наконец-таки появились успехи по экономике. Они становятся победителями городских олимпиад, более 50% выпускников выбирают в качестве основной профессии экономику, поступив в высшие и средние учебные заведения.

Елена ВАРОВА, учитель экономики, Орловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте