Экономика – это область знаний, которая необходима для каждого человека, а тем более для подрастающего поколения. Эти знания обеспечивают свободу экономических действий, понимание главных вопросов жизнедеятельности человека: «Что производить?», «Как производить?», «Кто будет потреблять?». Ответы на эти вопросы должны стать помощниками для молодежи как в повседневной жизни, так и в принятии важных и ответственных решений. Объектом изучения в школе являются главные элементы и механизмы организации экономической жизни общества.
Исследования, проведенные национальным тренинговым центром США, показали, что увеличить процент усвоения изучаемого материала могут методы активного и интерактивного обучения.
Следовательно, для реализации теории экономических знаний в практике школы необходимо использование в совокупности традиционных, активных и интерактивных методов обучения.
Основным исходным положением в теории активного обучения стало «предметное содержание деятельности», идея которого разработана академиком А.Леонтьевым и заключается в накоплении и обогащении практического опыта познания мира, реалий современной жизни нашего общества как через обучение и самообучение, так и воздействие на него.
Из урока в урок я все больше убеждалась в том, что ученики по натуре – исследователи. Вот почему я организую и направляю их поисковую деятельность на обнаружение особенностей, свойств и характеристик явлений, объектов внешней среды, на определение их сущности и содержания, на оценку их значения. Это огромное поле для создания совместных действий учителя и ученика, для решения различного рода проблемных ситуаций, без чего любая поставленная цель не может быть достигнута.
Отсюда следует, что урок экономики должен быть, во-первых, имитацией той среды, в которой они живут; во-вторых, носителем конкретных задач в деятельности человека; в-третьих, развивающим фактором, способствующим решению практических задач, изменению и улучшению того предметного мира, в котором живут обучающиеся.
Методы активного обучения способствуют развитию личности школьника путем включения его в активную учебно-познавательную деятельность. Практика показала, что их эффективное использование возможно в следующих случаях.
На традиционных уроках:
а) в качестве введения в урок постановки проблемы, которую предстоит разрешить;
б) для иллюстрации положений, разбираемых в процессе урока;
в) в заключение урока как практическое обоснование актуальности рассматриваемого вопроса и закрепления знаний, умений и навыков.
На уроках-лекциях, где вся тема занятия раскрывается при помощи методов активного обучения.
В результате совместной образовательной деятельности учеников и учителя мною отобраны наиболее приемлемые методы обучения.
Анализ конкретных ситуаций, позволяющий в поиске и решении вопросов, требующих актуализации знаний, увидеть за отдельными фактами наличие какого-либо явления или закона. При этом ребенок усваивает материал как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Условиями успешности применения данного метода являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью.
Например, для формирования умения анализировать изменения спроса и предложения на товар под влиянием различных факторов ученики решают следующую проблемную ситуацию. Предположим, что многие люди прислушались к призывам общества защиты природы и стали покупать для празднования Нового года искусственные елки вместо живых деревьев. Как изменятся спрос, предложение, равновесная цена и равновесное количество на:
а) искусственные елки;
б) живые елки;
в) елочные игрушки?
Данная ситуация относится к типу стандартных. Можно привести примеры решения критических ситуаций. Например, угрожающее фирме банкротство, так как ее продукция не находит полного сбыта, а издержки весьма велики и не компенсируются выручкой от продаж. К поиску путей улучшения деятельности фирмы подключается весь класс в виде небольших экспертных групп, вырабатывающих предложения о способах выхода фирмы из кризисного состояния.
Решение практических задач
Это работа творческая и поисковая. Она требует знания содержания определенных тем, владения методом расчетов. Ее концептуальными положениями являются ориентация на личность, обучение решению задач, обучение умению типизации. В процессе педагогического осмысления работы с практическими задачами мне стало ясно, что необходимо формирование у учащихся понимания их классификации и типизации. Профессор И.Фейгенберг в своих работах приводит такие типы задач: с неопределенностью исходных сведений; с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии; на обнаружение ошибок в решении; с ограниченным временем решения; на выполнение действий по какому-либо образцу.
Деловые игры
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древних времен. Сегодня деловые игры необходимы для тренировки, развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, так как они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении и самореализации. По Л.Выготскому, игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Леонтьев). В процессе применения активного обучения хорошие результаты дают следующие виды деловой игры:
а) имитационные игры, сценарий которых, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности и описание обстановки, в которой происходит событие. (Например, «Производительность труда», «Конкуренция фирм»);
б) операционные игры, когда моделируют соответствующий рабочий процесс, производственный цикл и т.п. Важна имитация условий, приближенных к реальным. Например, в игре «Рынок кофе или равновесная цена» – создание соответствующего игрового поля, инструктаж по правилам поведения в различных возникающих проблемных ситуациях и т.д.;
в) ролевые игры, на которых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей участников экономического процесса. Примером может служить ролевая игра «Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья», где каждый ученик в рамках своей роли ищет наилучшие пути сбалансирования бюджета.
За короткое время ученик имеет возможность испытать, как сложится его деятельность при том или ином подходе к решению игровых задач. Знания, которыми владеют участники игр до их начала, дополняются опытом, приобретенным в ходе игры. На этой базе рождаются предпосылки для возникновения нового знания, истинность которого подтверждается для них результатами игровой деятельности.
Стало ясно, что необходимо в конце деловой игры определить блок знаний, который дает теоретические аспекты и формирует систему экономических знаний у детей.
Образовательная ситуация с применением методов активного обучения рассматривается как способ введения учения в деятельный процесс, в результате которого у детей развиваются следующие качества личности.
1. Коммуникативные:
способность быстро адаптироваться в группе, занятой решением общей для всех задачи;
умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией и формулировать необходимые точки зрения;
умение преодолевать разногласия;
желание быть полезным и нужным обществу.
2. Мотивационные:
способность выдвигать и формулировать цели, предложения;
готовность идти на риск и принимать нестандартные решения;
умение избегать повторения ошибок и просчетов;
способность предвидеть последствия принимаемых шагов, решений, действий;
умение ценить и продуктивно использовать рабочее время.
3. Аналитические:
умение находить причины и источники критических ситуаций;
умение анализировать и оценивать свои действия;
умение соединять отдельные знания в общую систему.
Таким образом, вследствие использования на уроках методов активного обучения у учащихся формируется и развивается социальная и трудовая активность. В результате ученик, во-первых, осознает необходимость в личной потребности быть активным членом общества и социальной группы, во-вторых, овладевает определенными способами, методами проявления социальной и трудовой активности, в-третьих, получает возможность реализовать себя и, наконец, сможет чувствовать себя увереннее в реальной жизни. Мне удалось почувствовать себя педагогом, учителем именно тогда, когда у моих учеников не только загорелись глаза в процессе изучения материала, но и наконец-таки появились успехи по экономике. Они становятся победителями городских олимпиад, более 50% выпускников выбирают в качестве основной профессии экономику, поступив в высшие и средние учебные заведения.
Елена ВАРОВА, учитель экономики, Орловская область
Комментарии