search
main
0

Экономическая ситуация диктует свои условия. Прямая речь

На практике применяются два варианта работы школьной бухгалтерской службы – централизованная бухгалтерия или собственная бухгалтерия школы. Выбор варианта фактически определяет учредитель, исходя из финансовых возможностей, территориальной удаленности от центра, наличия квалифицированных специалистов, компетентности руководителя, типа образовательного учреждения, числа учеников. Экономисты районного управления образования, естественно, просчитывают расходы на ведение бухгалтерского учета по каждому варианту и выбирают оптимальный.

Думаю, каждый директор школы, заведующий детским садом, руководитель образовательного учреждения любого типа предпочел бы собственную бухгалтерию. При условии равной квалификации специалистов трудовые отношения с работником школьной бухгалтерии более эффективны, чем работа с бухгалтером централизованной, не подчиняющимся директору школы. А введение электронного документооборота позволяет решить проблему территориальной удаленности школ от места нахождения отделения казначейства и сократить транспортные расходы.

О качестве работы бухгалтерской службы можно судить по результатам проверок налоговой инспекции, специалистов пенсионного фонда, контрольно-ревизионного управления и финансово-экономического управления. В случае если бухгалтерия – структурное подразделение школы, ответственность полностью ложится на директора и главного бухгалтера.

Наша школа, как и многие другие, испытала оба варианта бухучета. Централизованная бухгалтерия в отделе образования района (тогда у нас не было права распоряжаться финансами школы), затем централизованная бухгалтерия в сельской администрации (трудно было, например, настоять на выдаче расчетных листков работникам). Сегодня школьная бухгалтерия ведет учет по школе, ее двум филиалам, трем структурным подразделениям. Однако и в этом случае финансовая самостоятельность школы неполная. Причина – ограниченность бюджетных средств. Учредитель по-прежнему несет субсидиарную ответственность за выполнение требований к содержанию образовательных учреждений. С каждым годом этих требований становится все больше.

Полная финансовая самостоятельность при активном, действенном государственно-общественном управлении возможна в автономном образовательном учреждении. В условиях, когда каждый рубль должен быть просчитан, обоснован, его расходование согласовано с управляющим советом, когда нехватка средств должна восполняться интенсивной внебюджетной деятельностью по оказанию образовательных услуг, сможет работать не каждый руководитель.

Если с формированием фонда оплаты труда, расходов на реализацию образовательных программ все более или менее понятно, то как обеспечить в условиях ограниченности местных бюджетов необходимые расходы на содержание зданий школ и детских садов? Может быть, имеет смысл ввести нормативно-подушевое финансирование на содержание образовательных учреждений хотя бы по параметрам охраны труда? В этом случае директор школы будет видеть возможности бюджетного и необходимость внебюджетного фонда в перспективе.

Сегодня нас в такие условия ставит экономическая ситуация. Но очень хочется, чтобы великое дело обучения и воспитания, пестования юных душ не заслонила идея бюджетного наполнения и выживания под прессом норм, правил и требований надзорных служб.

Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы, Архангельская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте