search
main
0

Экономическая игра как элемент практико-ориентированной экономической и правовой среды

​В нашем лицее была разработана и проводится экономическая игра, которая включает в себя элементы ролевых, организационно-деятельностных, деловых, предметных игр. Эта игра позволяет учащимся учиться интегрированно применять свои знания в различных областях (экономика, право, обществознание, математика, лингвистика), развивать социальную компетенцию.

В игре может принять участие каждый учащийся, сотрудник, выпускник лицея, а также родители учащихся. Игра длится один учебный день. На время игры лицей становится государством, на территории которого действуют свои законы, созданные правительством, работают президент и правительство, суд и полиция. В государстве действует своя валюта, работают частные и государственные фирмы (созданные учителями, учащимися или родителями), биржа труда и магазины, ломбард и т. п. В начале игры каждый получает так называемый стартовый капитал, который открывает ему самые разные возможности: можно вложить его в развитие фирмы, можно организовать собственный бизнес, можно просто истратить. Заканчивается игра аукционом, где можно истратить заработанные игровые деньги на вполне реальные полезные и интересные для ребят вещи.Игрой руководит совет координаторов. В него входят администрация школы и некоторые учителя. Координаторы регулируют работу правительства и президента, частных и государственных фирм.Несмотря на то что собственно игра проходит в течение одного дня, она требует длительной и очень тщательной подготовки. И этот предварительный этап даже более важен, чем исполнительский. Именно на предварительном этапе силами взрослых и детей создается приближенное к реальности правовое пространство, которое в основных своих элементах воспроизводит в действующей модели многие важные механизмы экономической и правовой деятельности государства. Так, например, чтобы стать президентом, организуется выборная кампания – выдвижение кандидатов (агитация, прения, реклама), выборы. Затем происходит назначение правительства. Этому предшествует серьезная работа по определению профиля министерств, их полномочий, составляются проекты документов, которые затем будут рассматриваться и утверждаться, и т. п. Огромный пласт содержательной теоретической работы по изучению существующих в реальности документов, моделей и форм организации правительства, полномочий президента и министров, суда и полиции, законов и правовых актов, регулирующих деятельность государственных и частных фирм, должен быть выполнен организаторами игры – учащимися. Именно в этот момент происходит получение новых знаний и применение имеющихся. Главное здесь – мотивация и нравственный компонент, ведь во время подготовки к игре особенно ярко проявляются нравственные качества учащихся, а у педагогов появляется возможность влиять на их развитие, корректировать.Конечно, самый ценный опыт приобретают те, кто является основными организаторами игры, – президент, члены правительства. Ими становятся старшеклассники, обладающие лидерскими и организаторскими качествами, имеющие серьезный багаж знаний.Но это не значит, что все остальные участники игры являются просто исполнителями. Во-первых, еще на предварительном этапе можно заняться организацией частной фирмы. Многолетний опыт показал, что здесь фантазии неограниченны (в рамках закона, конечно!). Чаще других возникают кафе, видеосалоны, игровые, студии обучения чему-либо, например танцам, и т. п. Частным фирмам нужно получить лицензию, организовать рекламу, оформить помещение (за аренду придется платить), продумать содержание работы, которое окажется прибыльным. Владельцу фирмы надо учесть и налоги государству (ежечасно в процессе игры), и заработную плату сотрудникам, и штрафы за нарушение правил, если таковые обнаружатся. Поэтому приходится очень тщательно изучать документы игрового государства, просчитывать рентабельность деятельности, нанимать надежный персонал. Словом, делать все то, что пришлось бы делать руководителю фирмы в реальной жизни. Вот только попробовать себя в деле в 13-15 лет в реальной жизни за стенами школы возможности нет, а в ситуации игры – пожалуйста.В рамках игры можно стать государственным служащим – судьей, полицейским, сотрудником биржи труда или государственного магазина. Такой сотрудник должен грамотно и добросовестно выполнять свои обязанности. За это он получает заработную плату. Но в случае нарушений может быть оштрафован или уволен. Так формируется исполнительская компетенция, и как показывает практика, многим этот опыт дается с трудом.Большую часть участников составляют граждане, не имеющие на момент начала игры никакой роли. Как правило, это их добровольный выбор. Реже это те, кто успел или не смог на предварительном этапе что-то для себя выбрать. Эти участники игры могут зарабатывать в государственных фирмах, которые предлагают «продавать» имеющиеся знания и умения. Например, фирма по планировке квартир предлагает спроектировать и рассчитать (по разным схемам) различные варианты жилых помещений. Решая, по сути дела, задачи по геометрии, граждане выполняют заказ и за это получают вознаграждение. Поскольку учредителями государственных фирм являются педагоги, они с помощью сотрудников с успехом решают поставленную задачу – обеспечить граждан государства интеллектуальной работой.Если участник игры не хочет заниматься умственным трудом, к его услугам биржа труда. Здесь он может получить наряд на работу, не требующую специальной подготовки. Например, чистка снега в школьном дворе, уборка общественных помещений, мелкий ремонт, сортировка книг в библиотеке и т. п.В рамках игры можно и совсем не работать, а просто тратить стартовый капитал. В конце игры, когда открываются государственный магазин и аукцион, у таких граждан, как правило, совсем не остается средств, чтобы принять в них участие. Это тоже очень сильный воспитывающий момент, который учит нести ответственность за свои действия или их отсутствие.Конечно, в процессе игры возникает множество ситуаций, когда граждане нарушают всем известные законы – не платят налоги, нарушают общественный порядок, не соблюдают правила чистоты и т. п. Полиция и суд принимают адекватные меры (в рамках законов игрового государства): налагают штрафы, направляют на принудительные работы и т. п., безусловно, вся деятельность осуществляется под руководством учителей, но, как показала практика, и «судьи», и «подсудимые» проявляют понимание ситуации, очень деликатно ведут себя по отношению друг к другу.Во время игры правительство анализирует происходящее в государстве, занимается разбором спорных ситуаций. При необходимости правительство издает указы в процессе игры.Кульминацией игры является аукцион. Здесь граждане могут приобрести в игровой форме самые интересные и ценные призы.Несомненно, помимо материальных подарков ребята получают колоссальный жизненный опыт. Они играют и многому учатся в этой игре, учатся на практике применять свои знания, выбирать свою роль, свое место, работать в команде – они учатся жить.Татьяна ПЕТРОВА, учитель иностранного языка лицея №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте