Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования – экологическое воспитание. Ребенок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он получает представления о том, что природу надо не только любить и наслаждаться ею, но и уметь беречь.
Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры, оно должно начинаться с самого раннего детства.
Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, бережно к ней относиться.
Задача педагога – зажечь детские сердца, поддерживая интерес к познанию природы и возможности созидательного в ней участия. Важно, чтобы приобретенные знания в дальнейшем могли преобразовываться в прочные убеждения, эмоциональные впечатления, которые надолго останутся в памяти.
У малыша, ярко и эмоционально воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть экологическое воспитание. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне, стать настоящими хозяевами своей земли. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранить природу никогда не нанесут ей вреда.
В дошкольном образовании ведется большая работа по экологическому воспитанию. Мы используем как традиционные, так и инновационные методы. Это наблюдения и экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов и мультфильмов, беседы, чтение художественной литературы о природе, экологические игры, опыты, труд в природе и в ее уголках и др.
Мы понимаем, как важно, чтобы дети постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты:
– все живые существа в природе взаимосвязаны, все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга;
– растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке;
– нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывать только в урны и контейнеры в специально отведенном для этого месте;
– человек должен помогать природе;
– природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.
На территории детского сада оборудованы экологическая тропа, метеостанция. Близость лесной зоны предоставляет нам большие возможности для изучения местной флоры. Наша гордость – это цветочные клумбы по всей территории, за которыми дети и воспитатели наблюдают и ухаживают с большим интересом и удовольствием, так как эта работа дает ребенку почувствовать свою ответственность, помогает познать взаимосвязь между растениями и людьми.
Систематически мы проводим экологические акции, такие как «Мы кормушки смастерили. Мы столовую открыли», «Новоселье для белочки», «Полечим дерево», «Огород на подоконнике», «Скворцы прилетели».
Опытно-экспериментальная работа проводится циклами по темам «Земля», «Воздух», «Вода» в уголке экспериментирования. На занятиях используем предметные модели: муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарий, глобус, географические карты. Эстетический фон на занятиях с детьми создают стихи, загадки, песни, музыка со звуками природы (шум дождя, моря, голоса птиц и др.), которые собраны в большом количестве.
Большое место в системе экологического образования мы отводим совместной деятельности детей и их родителей. Формы работы разные. Это консультации, КВН, конкурсы, викторины, собрания, имеющие экологическую направленность. Родители принимают активное участие в совместных походах по экологической тропе, помогают изготавливать атрибуты и костюмы.
Интересно проходят у нас тематические выставки: по временам года, рисунков и поделок из природного материала, фотографий с субботников.
Все это не только способствует экологическому просвещению детей и взрослых, но и ведет к их психологическому сближению, укреплению семейных связей, доверия.
Мы с детьми подготовительной группы приняли участие в окружном образовательном проекте «Микроэкологи». В течение всего года мы собирали пластмассовые крышки, батарейки, макулатуру, придумали и сделали экологического героя Экологошу с его историей добрых дел для природы и изготовили интересную книгу. В книге объемными поделками изобразили, как помогаем природе во все времена года. И, конечно, одним из самых интересных заданий было вырастить из семян разные растения на подоконнике, а потом рассаду высадить на клумбах детского сада. Замечательный получился проект! На каждом его этапе дети отдавали частичку своей любви, доброты, заботы об окружающей среде и искренне радовались успехам – каждому росточку, цветочку, огромному мешку крышек, батареек, неподъемным стопкам макулатуры, веселой и смешной нашей героине из бросового материала.
Таким образом, экологическое воспитание в детском саду помогает преобразовывать и сохранять наш мир. Ведь если мы сохраним природу, то ее можно будет созерцать не по картинкам, а наяву!
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Елена Смирнова
Анна ИВАНОВА, воспитатель школы №853
Комментарии