search
Топ 10

Экология как ключ к решению жизненных проблем

Экологическое воспитание и образование превращаются нынче в стержень современного образования, будучи ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. Работа учителя по экологическому образованию учащихся – наиболее реальное, доступное, перспективное средство решения экологических проблем, поскольку только техническими средствами и запретительными мерами преодолеть экологический кризис невозможно.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, необходимый для формирования системы научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, навыков поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Экологическое воспитание, оказывающее влияние как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферу детей, неотрывно связано с экологическим образованием.

Цель экологического образования и воспитания – формирование ответственного отношения (правового и нравственного) к окружающей среде (естественной, преобразованной, искусственной, социальной) и здоровью (личному и окружающих людей). Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (2002) предусматривает установление системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающего все уровни образовательного процесса. В постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994 №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» рекомендовано уделять ему повышенное внимание. В целевых программах развития столичного образования экологическому образованию также отводится значительное место.

В связи с реализацией Концепции устойчивого развития и принятием ряда международных и государственных документов («Стратегия для образования в интересах устойчивого развития») экологическое образование становится приоритетным. Как отмечалось в государственных докладах «О состоянии окружающей природной среды города Москвы» (1996 и 2002 годы), Северо-Западный округ – один из наиболее благоприятных в экологическом отношении: состояние почв – удовлетворительное, производственные площади – минимальны, уровень загрязнения атмосферы и водоемов – невысокий по сравнению с другими округами. Округ богат зелеными массивами (Серебряный Бор, парк «Покровское-Стрешнево», Троице-Лыково, долина р. Сходни), водными объектами (излучины Москвы-реки, Химкинское водохранилище, реки Химка и Сходня, пруды Серебряного Бора и Покровского-Стрешнева). На территории округа находится значительное количество участков и природных объектов, объявленных памятниками природы решениями Правительства России (Сходненский ковш, Щукинский полуостров, Серебряноборская терраса, Карамышевская набережная) и Правительства Москвы (родник «Лебедь», парки «Братцево», «Покровское-Глебово», «Долина реки Сходни в Куркине»). В благоприятных природных условиях Северо-Западного округа при наличии богатого педагогического опыта достижение цели экологического образования школьников, определяемой как формирование ответственного отношения к окружающей среде, а также активная созидательная деятельность по изучению и охране окружающей среды становятся реальными. В образовательных учреждениях округа накоплен и распространяется многолетний положительный опыт экологического образования учащихся (семинары, публикации в методических сборниках и периодической печати).

В Северо-Западном учебном округе развивается сотрудничество с московскими вузами, экологическое образование выпускники школ продолжают в высших учебных заведениях, имеющих федеральные стандарты по экологии и выполняющих их. Некоторые школы округа, имея связи с вузами (школы №№100 и 138 – МАДИ, школы №№827, 1010, 1744 – РХТУ, школы №№1560, 1619 – Сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева), создали профильные классы и за счет школьного компонента базисного учебного плана успешно обеспечивают подготовку старшеклассников к продолжению экологического образования на базе вузов. С 2005 года развивается сотрудничество окружного методического центра с Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ), руководитель Центра довузовской подготовки МНЭПУ В.Спиридонова выступает перед заместителями директоров школ и учителями с информацией о МНЭПУ и особенностях подготовки студентов по экологической специальности, МНЭПУ распространяет в школах округа разнообразную литературу для учителей по экологии, на протяжении двух лет МНЭПУ проводит для учащихся 9-11-х классов ежемесячные занятия Малой академии экологии, активными слушателями которой стали учащиеся школ №№599, 680, 702, 827, 1191, 1519, 1943, 1900. В 2006 и 2007 годах на базе МНЭПУ были проведены окружные письменные олимпиады для учащихся 8-11-х классов по экологии.

С середины 90-х годов XX века в округе ведется работа по созданию системы непрерывного экологического образования (СНЭО). Структурные компоненты СНЭО: экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях; экологическое образование в начальной школе; экологическое образование в средней и старшей школе (на уроках и во внеурочной деятельности); дополнительное экологическое образование в центрах детского творчества. 103 общеобразовательные школы Северо-Запада принимают активное участие в этой работе. В начальной школе первостепенное место в экологическом образовании занимает формирование эмоционально-нравственного отношения младшего школьника к природе, развитие эстетических мотивов ее восприятия. Школьное экологическое образование начинается в рамках предмета «Окружающий мир». На протяжении последних лет во всех образовательных учреждениях округа для учащихся 2-4-х классов ежегодно проводится школьный тур олимпиады по природоведению, а для учащихся 1-х классов – конкурс рисунка «Лес – наше богатство».

Работающий на территории округа Детский экологический центр (директор Е.Седлецкая) организует для учащихся начальной школы различные экологические акции. Учителя многих школ ведут большую внеурочную экологическую работу с детьми: создают живые уголки и зимние сады, где проводят предметные уроки (ухаживают за растениями сами дети), устраивают экологические праздники «Дары осени», «День Земли», «Охрана природы – наше здоровье», выставки поделок из природного материала, рисунков и плакатов. Педагоги готовят с детьми музыкально-литературные композиции о бережном отношении к природе, организуют экскурсии в городские парки и биологические музеи. Положительный опыт в этой работе накоплен у учителей школ №№827, 1605, 1619, 1622, 1859, 1900.

В последние годы в начальной школе получают все большее распространение новые формы экологической работы с детьми: экологические кружки, проектно-исследовательская деятельность. Учащиеся младших классов школ №№827, 883 и 138 работали над экологическими проектами («Животный и растительный мир», «Создай свой сад», «Зимующие птицы Москвы») и успешно защищали их на окружной конференции «Совята», а также на городской конференции «Мы и биосфера», занимая призовые места.

Задачи экологического образования успешно решают педагоги в рамках учебного предмета «Экология» в старшей школе; при экологизации ряда учебных дисциплин в основной и старшей школе; при проведении внеклассных мероприятий на базе образовательного учреждения или в природе; при подготовке ученических проектов по экологической тематике; в рамках экологических мероприятий, проводимых центрами дополнительного образования окружного и городского подчинения. Приблизительно в 80% школ округа в рамках Недели биологии и экологии проводятся различные экологические внутришкольные мероприятия и экологические акции по благоустройству территории. На базе загородного полевого учебного центра «Экосистема» регулярно проходят экологическую практику учащиеся 13 школ.

В основе обучения школьников новому предмету «Экология» – базовые знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведческим дисциплинам. Интегрированный курс «Экология» предполагает углубленное изучение экологических проблем, приобретение школьниками знаний о единстве живой и неживой природы, о включенности отдельного человека и человечества в целом в глобальные биосферные процессы. Следовательно, преподавание экологии требует от учителя знаний в областях, смежных с биологией (физика, химия, история, математика, география), а также специальных знаний в области социальной экологии. В 2007-2008 учебном году в школах округа был введен новый предмет «Экология Москвы и устойчивое развитие», программа которого активно осваивается учителями.

Методическая служба округа уделяет большое внимание повышению квалификации и переподготовке кадров на базе городских курсов и в округе. За последние 3 года годичные курсы МИОО по экологии окончили 58 учителей, а 42 учителя прошли обучение по экологии на базе Московского независимого эколого-политологического университета. На базе Политехнического музея в течение 7 лет работает научно-методическая школа «Экология. Черты цивилизации будущего», в рамках которой ведущие специалисты-экологи проводят занятия с учителями по актуальным проблемам экологии. На базе Биологического музея им. К.А.Тимирязева на протяжении 8 лет ежемесячно проводятся научные семинары для учителей с участием ведущих специалистов-биологов, и многие темы посвящены экологическим проблемам, многие учителя округа – активные участники этих семинаров. Регулярно проходят практические занятия для педагогов на базе учебного центра «Экосистема» в Подмосковье (директор А.Боголюбов), а также выездные семинары на базе заповедников. Методический центр ежегодно организует проведение в школах экологических праздников в связи с Днем Земли, который мы отмечаем 22 апреля.

С 90-х годов прошлого столетия в округе ежегодно проводятся конференции старшеклассников «Лидер», а с 2003 года проводятся конкурсы для более младших возрастов – «Совята» (начальная школа) и «Искатели»

(5-9-е классы). Количество работ, представленных на секцию «Экология», неуклонно повышается: в 2002 и 2006 годах на секции «Экология» конференции «Лидер» было представлено соответственно 6 и 9 исследовательских работ, в 2006 году на секции «Экология» было представлено 8 проектных работ, в 2008 году – 15, наиболее активно ведут проектную деятельность с учащимися учителя ОУ №№89, 820, 827, 680, 1560, 1286, 1538, 1519, 1551, причем уровень работ, подготовленных под руководством учителей, достаточно высок.

Достижению целей экологического образования в значительной мере способствуют окружные устные экологические олимпиады, проводимые на базе центров детского творчества «Хорошево» и «Тушино». Устные олимпиады – интересная форма работы как для участников, так и для старшеклассников-судей, они пользуются в округе большой популярностью, ребята воспринимают их как познавательную игру, которая стимулирует их активность, повышает заинтересованность. Старшеклассники-судьи, несмотря на свою загруженность, с удовольствием работают над содержанием этапов, вносят свои идеи и в содержание, и в форму проведения того или иного этапа. В подготовке окружной устной олимпиады, проводимой 1 раз в 2 года для учащихся 5-9-х классов на базе ЦДТ «Хорошево» (подготовка заданий для этапов олимпиады, подготовка жюри из состава учащихся, проведение этапов), принимают активное участие учителя ОУ №№70, 1010, 147, 1560, 86, 89, 1136, 821, 827, 138. Эта олимпиада очень популярна в округе, количество ее участников возрастает из года в год: в 2007 году в этой олимпиаде приняли участие более 250 школьников из 34 образовательных учреждений округа.

Ежегодно на базе ЦДТ «Тушино» проводится окружная устная олимпиада для учащихся 6-11-х классов «Природа Московии». Она включает 10 этапов, на каждом проверяются знания учащихся по флоре и фауне Московского региона, их практические умения по охране природы. В олимпиаде принимают участие ежегодно более 200 учащихся (свыше 25 школ). В 2007-2008 учебном году олимпиада впервые была проведена в 2 тура. Первый тур был заочным: команды работали с предложенным организаторами видеоматериалом, отвечали на поставленные вопросы. По итогам заочного тура лучшие команды были приглашены на очный тур. Количество участников также возрастает с каждым годом. Так, например, в 2007 году победителями олимпиады стали команды школ №№106, 644, 819, 827, 1286, 1551, 1522, 1538, 2005.

Ежегодно сборная команда СЗАО, подготовленная сотрудником ЦДТ «Тушино» А.Яковлевым, становится призером устной городской олимпиады, а в 2005-2006 учебном году она стала победителем.

Северо-Западный – единственный округ Москвы, в котором учителя проводят олимпиады в природном окружении (берег реки Москвы в Строгине) – так называемая Зеленая олимпиада. Подготовку заданий для этапов, а также жюри учащихся выполняют учителя школ №№70, 85, 86, 89, 1136, 1302, 1619 и ЦДТ «Хорошево». В последние годы в подготовке и проведении олимпиады принимают участие сотрудники Москворецкого парка. Руководители и координаторы олимпиады – сотрудник ЦДТ «Хорошево» С.Белова и учитель биологии школы №70 О.Калинина. В 2005 году участники впервые соревновались, кто уберет больше мусора на берегу Москвы-реки. В этом году количество участников Зеленой олимпиады было рекордным: в Строгинской пойме соревновались 63 команды учащихся 5-9-х классов из 44 школ СЗАО. Олимпиада включала следующие этапы: «Систематика растений», «Лекарственные растения», «Жизненные формы растений», «Культурные растения», «Следы жизнедеятельности животных», «Водная и почвенная фауна», «Экологические факторы», «Бивуак с экологическими ошибками», «Формы рельефа», «Ориентирование на местности», «Горные породы и минералы». Победителями Зеленой олимпиады стали учащиеся школ №№1302, 821, 680, 80, 827, 1192, 1189, 1515, 85, 106, 1522, 1874, 1944, 341, 1517, 1519, 1747.

Учителя многих школ занимаются с учащимися подготовкой к письменным окружным экологическим олимпиадам. Наиболее успешно это делают М.Апальковская (школа №680), Е.Шляева (школа №820), Д.Булаева (школа №1089), И.Воропаева (школа №1189), Е.Капитонова (школа №1286). Победителем городской и Российской олимпиады по экологии в 2006 году стал ученик 11-го класса Святослав Горбунов (учитель В.Сердюк), а в 2007 году учащийся 9-го класса школы №1191 Кирилл Антонов стал призером Российской олимпиады по экологии.

Сотрудники эколого-биологического отдела ЦДТ «Тушино» ежегодно проводят экологическую конференцию старшеклассников «Моя малая родина». С докладами, подготовленными под руководством учителей, уже выступили учащиеся школ №№89, 1700, 644, 680, 1286, 1517, 1551, 1538, 827.

Школа №827 на протяжении нескольких лет – городская экспериментальная площадка по проблеме «Экология для устойчивого развития». Учителя школы в рамках ГЭП разрабатывают содержание и методики нового предмета «Экология и устойчивое развитие», руководят комплексными экологическими исследованиями учащихся в парках Братцева и Куркина, ежегодно в школе проходят ученические конференции для 1-11-х классов по итогам исследований. Учащиеся школы успешно выступали на окружной конференции «Лидер» и городской конференции «Мы и биосфера», заняв призовые места, активно участвуют в городских природоохранных акциях, организованных центром «Заповедники» и администрацией национального парка «Лосиный Остров». В 2005-2006 учебном году в состав ГЭП вошли также ОУ №№1560, 821 и 138.

Учащиеся многих школ округа под руководством учителей осуществляют исследовательскую деятельность в природном окружении. Так, например, учащиеся школы №821 проводят исследования экологической ситуации на территории памятника природы «Сходненская чаша», рассказывают о результатах исследований на ученических конференциях. Под руководством учителей биологии школьники принимали активное участие в городских экологических мероприятиях, организованных городским Центром детского творчества на Воробьевых горах и центром «Заповедники», а также участвуют в природоохранных акциях на территории Лосиного Острова.

В школах №№1985 и 2005 учащиеся во внеурочное время исследуют экологическую ситуацию, а также осуществляют практическую деятельность по благоустройству парка «Долина реки Сходни» под руководством учителей А.Рахманиной и Е.Смирновой. Сотрудники парка «Долина реки Сходни» ежегодно проводят мероприятия и экологические акции, в которых принимают участие дети из школ №№1985, 2005, 2024, 821, 827, 1538, 1747, 1943. Учащиеся школ №№1747, 1900, 1985, 2005 ведут разработку экологической тропы в природном парке «Долина реки Сходни в Куркине». Учащиеся гимназии №1515 под руководством учителя В.Михайловой исследуют экологическую ситуацию и участвуют в благоустройстве парка «Серебряный Бор». Учащиеся гимназии №1538 под руководством учителей Г.Шевкун и О.Коноваловой исследуют экологическую обстановку в Митине и успешно представляли проектную работу на окружной конференции «Лидер», где заняли второе место. Учащиеся школы №1943 под руководством учителя Г.Барсуковой исследуют экологическую обстановку в долине реки Банька, создан и активно работает на территории Красногорского лесопарка Детский экологический мобильный отряд (ДЭМО). В школе №89 на протяжении последних лет успешно работает научное общество учащихся, под руководством С.Фамелиса и А.Кушнарева учащиеся проводят экологические исследования и представляют результаты исследований как на окружных, так и на городских конференциях. Школы №№89 и 824 – участники городской программы «Экология и космос».

Школы округа сотрудничают с учреждениями культуры. Например, на базе ДК «Салют» ежегодно на протяжении трех лет проводится театрализованный конкурс для старшеклассников «Как прекрасен этот мир!», в котором принимают участие команды 8-10-х классов школ. Разработчиками заданий для конкурса и членами жюри становятся педагоги школ. Наилучшие результаты в конкурсе ежегодно показывают учащиеся школ №№1286 и 1551.

В последние 2-3 года педколлективы ряда школ уделяют большое внимание благоустройству пришкольных территорий как образовательной среды для экологического воспитания учащихся, совместно с управами они проводят конкурсы на лучший проект «Наш школьный двор» и «Школьная клумба». Лауреатами конкурсов неоднократно становились учащиеся школ №№11, 1544, 1302, 154, 1551, 1136, 1944, 1295, 821.

Образовательная среда для экологического воспитания учащихся – школьные зимние сады в школах №№1544, 1619, 1551. В школах №№1560 и 1057 с 2002 года созданы учащимися и ведут просветительскую деятельность музеи комнатных растений, которые получили сертификаты Департамента образования.

В 2003 году в Куркине был учрежден природный парк «Долина реки Сходни» (директор Т.Гусева). Сотрудники эколого-просветительского отдела проводят большую работу с учителями ОУ №№1985, 2005, 2024, 1538, 821, 827, 1900, 1747, привлекают школьников к участию в природоохранных акциях, в разработке экологической тропы, в конкурсах творческих работ. В 2006-2007 учебном году сотрудники парка совместно с ОМЦ провели конкурс методических разработок учителей по природоохранной тематике, в котором приняли участие педагоги 7 школ округа, а в 2006 году устроили для учителей экскурсию по экологической тропе, серию мастер-классов по природоохранной тематике. В проведенной в 2005 году двухдневной конференции «Экологическое просвещение на особо охраняемых природных территориях» приняли участие педагоги и администрация 82 школ округа.

Зоя МИНИНА, методист Северо-Западного ОМЦ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту