search
main
0

Экология – это серьезно

Новые подходы к вопросам энергосбережения ищут в Карелии

В Детско-юношеском центре (ДЮЦ) Петрозаводска состоялся семинар «Практико-ориентированный подход в обучении старшеклассников вопросам энергосбережения», в котором приняли участие учителя из 11 школ Карелии. Эта встреча стала этапом международного проекта «Зеленая школа», который осуществляет Карельский фонд развития образования в парт­нерстве с финскими коллегами в рамках программы приграничного сотрудничества «Карелия».

 

После обзора проекта «Зеленая школа» его руководитель Денис Рогаткин, директор ДЮЦ, вручил учителям экочемоданы, которые отправились не только в городские школы, но и в образовательные организации разных районов республики. Кейсы укомплектованы тепловизором, люксметром, пирометром, шумомером, детектором углекислого газа, измерителями расхода воды и электроэнергии, зондом с видеокамерой и подробными инструкциями по их использованию. Экочемодан, по замыслу организаторов проекта, – это инструмент для выявления проблем здания в сфере сбережения природных ресурсов. Он был разработан и проходит апробацию в пилотных школах Карелии.

Участники семинара испытали приборы на практике и провели первые измерения в здании ДЮЦ.

С помощью экочемодана школьники смогут проводить экомониторинг зданий. Например, посредством применения тепловизора можно найти места теплопотерь в школе или дома. Шумомер подскажет, не слишком ли громко работает телевизор, датчик углекислого газа поможет определить качество воздуха. Зонд с камерой позволит заглянуть в труднодоступные места, например в вентиляцию. Одним из итогов работы международного проекта станет издание брошюры с описанием модели «зеленой школы». В нее войдут и результаты работы учеников Карелии.

Квест без потери содержания

Директор Детско-юношеского центра Петрозаводска Денис Рогаткин ответил на несколько вопросов «Учительской газеты» о том, как развивается проект.

– Денис, какие коррективы в реализацию международного проекта внесла пандемия?

– Стало невозможно ездить друг к другу через границу. Мы были вынуждены отменить две тренинговые сессии для школьных команд – участниц проекта из Карелии и Финляндии. В период, когда не работали школы, проведение исследований с использованием экочемодана также было невозможно. Для того чтобы наверстать упущенное, мы продлили проект на полгода – до конца марта 2022 года.

– Какое из событий проекта вы бы назвали ярким, вызвавшим отклик у общества?

– Таких событий было даже два – создание экочемодана и установка системы возобновляемой энергетики на базе молодежного образовательного центра «Маткачи». Это вызвало большой интерес у школьников, педагогов, да и СМИ много об этом рассказывали.

– На ваш взгляд, экологическое образование может быть интересным, нескучным?

– Конечно! Когда дети бегают по школе с тепловизором и ищут места, через которые тепло улетает на улицу, – это крайне увлекательно. Очень похоже на квест, но при этом не теряется содержание.

– Чему вас научило сотрудничество с финскими коллегами?

– Наши партнеры имеют возможность обращать внимание на более тонкие и специфичные вопросы, связанные с созданием благоприятной среды для жизни людей. Если мы на текущем этапе нашей жизни все еще решаем базовые проблемы, связанные с нерациональным использованием тепла, воды и электричества или утилизацией мусора, то у финнов эти вопросы в целом уже проработаны. Они обращают более пристальное внимание, например, на такие аспекты, как уменьшение количества пищевых отходов в столовой, которые школьники выбрасывают после завтрака. Или снижение уровня шума на переменах с помощью установки специальных «шумовых светофоров». Популярна и тема «честной торговли» – покупки тех товаров, которые произведены без использования грязных технологий и без эксплуатации детского труда в развивающихся странах. А также вопрос приоритета местных товаров, это позволяет уменьшить выбросы в атмосферу, которые возникают при транспортировке товаров и продуктов из дальних стран. Сейчас такие подходы кажутся нам интересными, но не вполне соответствующими отечественному контексту. Однако контекст неизбежно изменится, и все то, что делают финны сейчас, очень скоро станет крайне актуальным и в нашей практике.

– Какой опыт, на ваш взгляд, можно тиражировать в России, что приживется у нас?

– Мы подсмотрели у финнов очень много простых вещей. Маленькие контейнеры для раздельного сбора мусора, которые стоят в классах и в учительской, с подробными и наглядными инструкциями. Таблички-напоминалки «Выключайте свет», нарисованные детьми. Активное использование всего, что обычно выбрасывают, в декоративно-прикладном творчестве.

– В России принято подводить итоги. Каким может быть итог этого проекта?

– И сам экочемодан как инструмент, и новые знания, которые получили педагоги, – это дополнительные возможности для создания современной системы экологического воспитания в учебных заведениях. «Зеленая школа», в нашем понимании, – это образовательное учреждение, которое формирует экологически грамотное поведение не только через передачу знаний, но и через уклад школьной жизни. Хотелось бы, чтобы опыт нашего проекта оказался полезным для школ, которые решили заниматься экологией серьезно.

Мария ГОЛУБЕВА, Республика Карелия, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте