search
main
0

Экология. Энергетика. Эксперимент

В этом году на конкурс “Сто друзей” были представлены 19 работ по физике. Единственная разработка в номинации “Организация внеклассной работы по предмету” принадлежит Розе ФИНОЖЕНОК, учителю физики и астрономии 3-й школы города Гусева Калининградской области. Ее работа “Сделаем калейдоскоп” по теме “Многократное изображение предмета в плоских зеркалах” полезна и интересна тем, что перед оригинальным практическим воплощением калейдоскопа с детьми проводится теоретическая подготовка. Так считает рецензент Ольга Огородник, аспирант, учитель физики школы N 1912 Зеленограда Московской области.
В номинации “Технология и методика преподавания” рецензент выделяет три учительские разработки.
Урок в 8-м классе “Электромагниты и их применение”, представленный Валентиной ВОЛКОВОЙ из кадуйской средней школы N 1 Вологодской области, содержит много наглядного материала. Особую значимость уроку придают участие в нем тренера радиоспортивной секции, прием и расшифровка сигналов с помощью азбуки Морзе.
Петр СЕМЕНОВ, директор физико-математического лицея из Норильска, прислал конспект конференции “Тепловые явления в атмосфере. Образование тумана и облаков, осадки, образование снега. Метеорологические наблюдения”. Автор предлагает методику подготовки нетрадиционной формы проведения учебных занятий для школ. Но, к сожалению, конференция не содержит докладов школьников.
В этой номинации лучшая работа принадлежит Александру КУРОПАТОВУ, учителю физики из 1-й гимназии Усть-Илимска Иркутской области. В его разработке “Модуль в обучении физике” – творческий поиск, скрупулезный отбор форм, методов, приемов обучения, анализ негативных моментов в предложенной технологии. Это не просто урок – это серьезное цельное исследование.
В номинации “Материалы к уроку” рецензент отмечает работу “Геометрическая оптика” Юлии КУЗИНОЙ, преподавателя физики ПТУ N 80 города Ртищево Саратовской области. А также нетрадиционные опыты и лабораторные работы по теме “Атмосферное давление” Владимира КРАСИЛЬНИКОВА из Юрьевской средней школы Губкинского района Белгородской области. Кроме подробного инструктажа, все работы, предложенные автором, сопровождаются вопросами. В поиске ответов школьники получают знания эмпирически, путем опыта.
Отличительной чертой “Дидактических материалов по физике для среднего профессионального образования” Ольги ИВАЩЕНКО, преподавателя финансово-экономического колледжа Ростова-на-Дону, является небольшой объем заданий для каждого варианта, разнообразие графиков, рисунков. Эти дидактические материалы, по мнению рецензента, можно назвать универсальными, потому что их можно эффективно использовать на любом этапе урока.
Интересна форма проведения урока “Устами младенца…” Натальи КАНАЕВОЙ из 2-й школы города Олонца Республики Карелия. В имитационной телеигре одному понятию даются несколько определений из различных областей знаний. Такая игра активизирует мыслительную деятельность, развивает память и воображение.
Как всегда, больше всего работ в номинации “Сценарии уроков”. И здесь выделяется активностью Наталья Канаева с четырьмя разработками. Из них рецензент отмечает три. На уроке “Образование жидкостных пленок” учитель рассматривает физические силы на примере передвижения по воде водомерок, береговых пауков. Для объяснения сферической формы мыльных пузырей педагог обращается к математике.
Урок “Тайны зеркала” наполнен богатым историческим, географическим и художественным содержанием. В работе много иллюстраций, фотографий, чертежей. Школьники постигают “тайное” зеркальное письмо и “тайнопись” при помощи копировальной бумаги.
Самая лучшая разработка Канаевой – “Справочник – источник знаний”. По отзыву Ольги Огородник, интересен замысел этого урока. Учащиеся закрепляют формулы, повторяют основные типы задач в игровой форме на историческом, биологическом, техническом, астрономическом материале, который содержится в известном “Справочнике по физике и технике” А. С. Еноховича. Кроме того, семиклассники постигают азы работы с дополнительной литературой.
Методическая разработка по теме “Первый закон Ньютона. Инерция. Инертность. Инерционные системы отсчета” учителя физики лицея N 1 города Усолья-Сибирского Иркутской области Ирины ШУЛЬЯ содержит большой, хорошо продуманный и выстроенный в логическую цепочку материал. Особая заслуга при его отборе – обращение к философским вопросам, которые учитель излагает простым языком.
“Физический экспресс” учителя физики и математики из села Белополье Адамовского района Оренбургской области Фариды ХАМИДУЛЛИНОЙ задуман как динамичная, эмоциональная игра, урок, в ходе которого дети должны рассказать о жизни Юрия Гагарина.
“Путешествие экологов по атомной станции”. Так называется разработка Яна ЛУЦЕНКО, учителя физики и астрономии 1-й средней школы города Билибино Чукотского автономного округа. По оценке рецензента, ценность этого урока в том, что он построен на документальном материале о действующей АЭС.
Рецензент отмечает и работу учителя физики и астрономии Валентины БЛИНОВОЙ из средней школы села Конь-Колодезь Хлевенского района Липецкой области. Ее интегрированный урок “Методы астрофизических исследований или ключ к тайнам мироздания” отличается филигранной точностью “стыковки” двух предметов.
И, наконец, назовем две лучшие “физические” разработки в номинации “Сценарии уроков”.
Ольга ИВАЩЕНКО из финансово-экономического колледжа Ростова-на-Дону представила на конкурс урок “Звуковые явления”. Урок энциклопедичен по содержанию, что предполагает и широкий охват поднятых вопросов, и грамотность их решения.
Поражает своей глубиной и изяществом работа “Решение задач по теме “Механические колебания” в сочетании с физическим экспериментом”. Автор разработки – учитель физики лицея N 17 города Северодвинска Архангельской области Владимир ТОЛМАСОВ. Простота структуры урока: задача – теоретическое решение – экспериментальная проверка решения – предполагает для педагога тщательный отбор серии задач с возрастающей сложностью, подготовку оборудования; для учеников – интересную, активную деятельность. Ненавязчиво, в процессе создания исследовательской ситуации, воплощается проблемно-поисковая технология развития личности. Логическим продолжением урока является и подбор домашних задач…

Григорий СЕМЕНОВ

P.S.

Обзор конкурсных работ будет продолжен в следующих номерах “УГ”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте