search
main
0

Экология детства. 25 лет назад была принята Конвенция о правах ребенка

Двадцатый век может быть назван веком защиты прав детей. Напомню основные вехи движения в этом направлении. 1924 год – принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги Наций; 1948 год – Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека; 1959 год – провозглашена Декларация прав ребенка; 1979 год стал Международным годом ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка, после чего документ был открыт для подписания. После ратификации двадцатью государствами конвенция вступила в силу. С того времени она была признана практически всеми государствами мира.Помню, как в 1988 году на Всесоюзном съезде работников народного образования в Москве мы горячо обсуждали тогда еще проекты Конвенции о правах ребенка. Делегаты и участники того памятного форума горячо поддержали инициативу Советского детского фонда имени В.И.Ленина о подготовке Закона СССР о правах ребенка. Но тогдашнее руководство большой страны уже занимали другие проблемы…После распада Советского Союза потребовалось еще почти десять лет, чтобы был принят Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Далее последовали другие федеральные и региональные законодательные и нормативные акты, направленные на реализацию конвенции. А 1 июня 2012 года вышел Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».Конвенция ООН о правах ребенка – это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослого мира и мира детей, определяющий новую этику отношений к детству. Положения этого документа сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.Конвенция – это документ высокого педагогического значения. Авторитаризм по отношению к детям, как родительский, так и педагогический, приоритетность взрослых проблем – явления глобальные. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам, желаниям не только было бы нормой общечеловеческой культуры, но и воспринималось бы как норма права.Зачем я обо всем этом пишу? Потому что через несколько дней мир и Россия отметят 25-летие принятия конвенции. Но за это время взрослые, как в нашей стране, так и в других странах, не пришли к согласию в отношении основополагающих принципов важнейшего международного документа. Не прекращаются острые дискуссии, высказываются порой полярные мнения, далекие от гуманистических идеалов. А пока мир детства в целом и каждый ребенок в отдельности не чувствуют себя защищенными.​Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте