Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Экологичными должны быть наши отношения. Точка зрения

Учительская газета, №17 от 24 апреля 2007. Читать номер
Автор:

Чем больше я живу в профессии, тем больше убеждаюсь в том, насколько удивительна наука педагогика! Насколько она человечна, строга, стройна, естественна и одновременно нелогична, иррациональна. Это связано с тем, что объектом педагогической науки выступает сложный, неповторимый феномен Человека во всей своей глубине, не поддающейся рациональному анализу. «Прекрасна своей неточностью наша наука!» – так писал о педагогике А.Лиханов.

Естественно, что этими же характеристиками обладает и ведущее образовательное средство, инструмент – педагогическая деятельность, которая также не подвергается точной алгоритмизации и не терпит механического повторения. При этом образовательный диалог подразумевает то, что учителем движет желание передать знания, научить основам поиска истины, а учеником руководит надежда на совершенствование своих представлений о мире и нахождение своего места в нем.

Я считаю, что ученичество – это важнейшая роль для любого человека. Если учитель не будет находиться в этом состоянии, то он просто перестанет быть им. В связи с этим напрашивается вопрос: «Как сделать так, чтобы процесс образования не заканчивался с получением того или иного документа – аттестата, диплома, удостоверения?» По-моему, это достижимо, если человек в ходе постижения многогранности, неисчерпаемости мира, его взаимосвязей обнаружит столько неизведанного, недосказанного, парадоксального, что главным результатом его усилий будет являться живой интерес, сомнение, открытость для всего нового и устойчивое желание понять уникальность жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Этого можно достичь только в том случае, если учитель не будет замыкаться исключительно на преподаваемом им учебном предмете, а сможет показать своим воспитанникам взаимосвязь и взаимодействие всех наук. Будущее за сотрудничеством учителей и учащихся, за интегрированием знаний, за природосообразным мышлением. Как приблизить это будущее, как помочь учителю в его деятельности? Конечно же, путем привлечения жизненного опыта, как своего, так и предыдущих поколений. Помните: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…» А действительно: как учились и чему?

Были воспитаны миллионы людей, потребительски относящихся к природным богатствам нашей планеты, что привело многие регионы к ситуации, близкой к экологической катастрофе. Надо срочно менять образовательную парадигму – только экологизация знаний может помочь восполнить потери, понесенные нашей планетой.

Каждый из нас, учителей-практиков, активно принимает участие в изменениях в жизни общества, школы и человека. Мы знаем, что изменились и ценности установки образования в целом. Я приветствую этот перелом в общественном сознании, надеюсь, что каждый человек правильно воспринимает лозунг «Ученье – свет, а неученье – тьма!».

Но опять-таки: всегда ли он справедлив? Видим ли мы сейчас, в реальной жизни, подтверждение этого тезиса?

Иногда очень сложно бывает объяснить ребенку, что нужны знания, что необходимо развивать свои способности для того, чтобы в будущем применить их на практике. В будущем ли только? А как же сейчас, сегодня? И вновь приходят на помощь сами же дети: они рассказывают, как Катя одела маму, бабушку, сестру, научившись хорошо шить и вязать; Лена спасла родителей от отравления угарным газом; Артур вовремя оказал первую помощь пострадавшим… Помощь семье, спасение жизни, как ни банально это звучит, были произведены благодаря знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в процессе общения учащихся с учителем, в результате применения теоретических знаний на практике.

Еще раз обращаю ваше внимание на то, что состояние ученичества – нормальное состояние развивающейся личности независимо от возраста. Ведь именно благодаря обучению, совместному познанию окружающего мира люди и смогли выжить на нашей планете. Действительно: ученье – свет, а неученье – тьма! Во все времена, у всех народов большим уважением пользовались мудрецы, философы, сумевшие помочь человечеству осознать свою миссию на Земле. Мы разумны, на нас лежит ответственность за будущее человечества, за то, чтобы красота природы радовала не только нас, но и наших потомков.

Но на одной любви к жизни реальных результатов добиться невозможно. И именно эта мысль должна проложить себе дорогу в высшие сферы власти любого государства. Школе, всей системе образования в целом нужно уделять намного больше не только внимания и не только оказывать моральную поддержку, но и необходимо осуществить мощное финансовое вливание. Нам нужны учебники, современное оборудование, компьютеры последнего поколения. Нам необходима современная техника. Мы не готовимся к будущей жизни, мы уже живем, живем сейчас и сегодня, и нельзя откладывать знакомство с миром современной науки на отдаленное «потом». Нельзя надеяться на триумфальное шествие российской науки, обучая детей с помощью мела, классной доски и огромного желания учителя передать свои знания, научить основам познания мира. Нам нужна помощь! Мы тянемся к учению, как к свету, помогите уйти от темноты невежества!

Каждому из нас хорошо только тогда, когда мы ощущаем себя нужными, полезными, любимыми… А когда это возможно? Когда рядом есть те, кому нужна помощь, те, кто любит, заботится о нас, т.е. только вместе люди могут быть счастливы. Одиночество чаще всего тяготит, возникают мысли о необходимости что-то изменить в своей жизни, возникает надежда на чудо. А этим чудом, я уверена, может быть только общение, сотрудничество. Мы не хотим быть одинокими… Именно поэтому мы вместе читаем, рассуждаем, анализируем, мечтаем, и это помогает найти контакт друг с другом, и определить свою будущую профессию, и найти единомышленников. Мы вместе совершаем открытия, радуемся, что наша планета удивительна сама по себе и каждый может познать непознанное и неизученное.

Вместе с учащимися мы сравниваем процессы, протекающие в живой и неживой природе. Рождается ребенок, делает первый вдох (воздух), глоток воды, молока. Вулканические породы встречаются опять-таки с воздухом, затем с водой. Так совместными усилиями мы приходим к выводу, что предметом изучения является наш общий дом – планета Земля и все ее обитатели. Как жители этой планеты, мы желаем ей добра и счастья, порядка и успехов; делаем при этом главный вывод – от разумности действий человека зависит не только жизнь современников, но и возможность существования будущих поколений. Нам важно, чтобы с детских лет это было аксиомой, путеводной нитью для каждого человека.

Еще одну важную мысль мне хотелось бы обязательно высказать. Если экология – это наука о границах проникновения Человека в окружающий мир, Природу как колыбель Жизни, то педагоги должны говорить о педагогической экологии, то есть учении о границах проникновения Учителя, Родителя, Психолога, любого взрослого в сокровенные уголки детской души. Если нарушение законов экологии может привести к печальным последствиям, глобальным биологическим катастрофам, то нарушение экологии души ребенка, любого человека также может привести к его гибели. А ведь человек – это микрокосм, целая Вселенная, утверждал Ян Амос Коменский. Тем не менее как часто мы не можем удержаться от властного окрика, желания заставить «во что бы то ни стало», стремления докопаться до истинной причины проступка ребенка, нарушая элементарные права человека.

Поэтому экологичными должны быть не только материалы, краски, используемые в школе для мебели, учебников, одежды и т.д., не только продукты питания, но и отношения между всеми в самой школе и вне ее. Мы можем изменить свою точку зрения на ребенка, его природу, детство, образование, выстроить систему взаимоотношений в классе, школе, достойные Человека Культуры.

Какое счастье дано нам, людям! Ведь мы можем своим разумом, используя опыт предыдущих поколений, делать все новые и новые открытия! Каким удовольствием становится процесс учения, изучения жизни во всех ее проявлениях! И как важно, чтобы учитель, ученик, его родители были вместе, чтобы их поиски истины еще сильнее упрочили семью, общество.

Какие мы, учителя, счастливые люди! Мы учили и учимся, мы видим результат своего труда – счастливые лица учеников, сделавших свое первое открытие; нашими коллегами становятся наши выпускники. И пусть нельзя измерить, сосчитать плоды нашего труда – все равно наша профессия – лучшая! Ей насчитывается тысячи лет, а совершенству ее нет предела.

Башкирия


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту